Наверх
1122

В конце года принято подводить итоги. И обозревателям телегида TV Mag есть что сказать: Игорь Евдокимов, Ольга Дубро, Евгений Лазаренко, Татьяна Рамкина, Михаил Перебейнос – о лучших российских и зарубежных сериалах и фильмах, которые запомнились в 2022 году. Используйте подборку интересного кино для новогодних каникул, когда после застолий и вечеринок больше всего хочется просто лечь на диван и включить телек.

Ольга Дубро
Обозреватель TV Mag

НУЛЕВОЙ ПАЦИЕНТ

«Нулевой пациент» режиссерского тандема Сергея Трофимова и Евгения Стычкина – редкий пример ретродрамы без ностальгической грусти по ламповому советскому бытию. Ни тема, ни подтексты не располагают к ностальгии: первая вспышка ВИЧ в Элисте, неповоротливость чиновничьей машины даже в эпоху гласности, человеческие трагедии. Сериал смело и честно отражает бреши того времени и напоминает, что принципиальные энтузиасты вращают маховик времени.

Создатели сериала не только подняли болезненную и мало изученную в кино тему, но и сделали это безупречно. И сценарий, и игра актеров, и визуальный ряд – все сработало на то, чтобы проект стал достоин самых высоких оценок. «Нулевого пациента» можно приводить весомым доводом в пользу того, что российские сериалы достигли новых высот качества.

ЭПИДЕМИЯ-2

«Эпидемия-2» – пример того, как можно не испортить хороший сериал вторым сезоном. Во-первых, в продолжении изменился подход к построению сюжета: каждая серия предстает как отдельная история о приключениях героев в новой локации. Во-вторых, крепкую команду первого сезона дополнили новыми лицами, среди которых солирует звезда русского кино Юра Борисов. В-третьих, линия каждого героя получила развитие, проверку на прочность прошли все вместе и каждый в отдельности, что еще сильнее заставило зрителей сопереживать им.

«Эпидемия-2» стала главным телевизионным событием прошлой весны, подтвердив статус лучшего и самого пророческого российского сериала последних лет.

НИКТО НЕ УЗНАЕТ

Продюсерский проект Валерия Тодоровского «Никто не узнает» прошел не так громко, как его новый сериал «Надвое», хотя он достоин того, чтобы упомянуть его в числе заметных премьер уходящего года по нескольким причинам. Прежде всего, это память о Евгении Брик, которая, к великой печали, скончалась в начале 2022 года. Евгения Брик в этом сериале получила главную роль, драматическую и многогранную, в очередной раз убедительно продемонстрировав свой талант, а не только идеальную внешность.

Кроме того, вместе со сценаристом и режиссером Аленой Званцовой Тодоровский сделал лучшие российские мелодраматические сериалы – «Оттепель» и «Частица вселенной». Как и в других проектах творческого тандема, в «Никто не узнает» собрался великолепный актерский состав. Кроме Евгении Брик, здесь и Александр Робак, и Юрий Быков, и Виктория Исакова, и Яна Сексте, и Кирилл Сафонов. Их герои переживают кризис среднего возраста, который иногда совпадает с этапом настоящего взросления, делают сложный моральный выбор, берут ответственность, в общем живут, как и все мы. И этим они близки и понятны.


Игорь Евдокимов
Обозреватель TV Mag

КАЗНЬ

Во многом 2022 год для российского кино был ознаменован доказательствами, что мы умеем снимать еще в нескольких непростых жанрах. Помимо постхоррора, эклектичной сельской фантастики и аналога «Выжившего», нам подарили и пример настоящего советского нуара. Чрезвычайно ожидаемый первый полнометражный фильм Ладо Кватании задавал высокие стандарты задолго до премьеры, что зачастую оборачивается разочарованием. Но не в данном случае, ибо начинающий кинорежиссер и супруг Манижи предусмотрел, кажется, все. Помимо крепкого сюжета, основанного на самой известной маньяцкой истории в летописях нашей страны, не подкачало и все остальное. Толковая нелинейная подача, максимальная аутентичность времени с постройкой главной локации специально под кульминацию и убедительная игра главных актеров – Нико Тавадзе, Евгения Ткачука и Юлии Снигирь.

Интереснее всего, чтобы о своих собирательных аналогах в «Казни» сказали реальные персонажи. Великий строгий следователь Исса Костоев превратился в одержимого сыскным азартом и развратом Иссу Давыдова, психиатр Бухановский мутировал в фотографа-собирателя Севастьянова, хмурый маньяк-манипулятор Сливко стал эксцентричным «Шахматистом», а сам Чикатило преобразился в разделенный на несколько составляющих образ. Сыщик и его коллеги ищут знаменитого изувера уже слишком давно, но тут им досталась внезапно выжившая жертва, которая указала на его логово. Однако само интересное в вопросах: что в итоге поджидало оперативников в доме и чем на самом деле мотивировались герои этого кошмара.

СКАЗКА ДЛЯ СТАРЫХ

Режиссерский дебют прелюбопытного тандема Федор Лавров – Роман Михайлов подарил отечественному зрителю, пожалуй, самый загадочный отечественный фильм года. С первого взгляда фильм кажется простым, что дальше некуда, но при тщательном рассмотрении сторон для притяжения у него обнаруживается даже слишком много. Во-первых, перед нами криминальная классика 90-х с густым ароматом пороха и гулких сырых подворотен, хотя дело некоторым образом происходит сейчас. Во-вторых, стилистика с первых минут (хотя и не до последних) выводит нас на бандитско-житейские шедевры Балабанова, чья главная работа в минувшем году отметила 25-летний юбилей. В-третьих, редкое кино нашего времени столь стремительно перетекает из приземленной драмы в философскую притчу.

Сюжет по первости тоже кажется предельно ясным. Стало быть, сбежал куда-то небезызвестный пацан по кличке Муля, предварительно подрезав общак у братвы… Вернее, как сбежал: официально он умер, но вскоре его обнаружили сразу в трех мегаполисах – в Петербурге, Ростове и Новосибирске. Большой авторитет Батя отправил трех самых надежных и правильных парней по его следу: старший поехал порыскать в Сибирь, младший решил зависнуть в Питере, а средний потерялся где-то в окрестностях Дона. Но что все трое нашли по дороге за пропащим предателем, очень сложно описать словами, ибо каждого настигла спонтанная судьба. И во всем этом их сопровождают такие знакомые и потерянные лица из «Брата», «Бандитского Петербурга» и других культовых русских саг.

ПЕТРОПОЛИС

Маэстро театра и кино Валерий Фокин явил нам не только свою первую работу за 14 лет, но и самый актуальный российский фильм года – как по тревожной атмосфере, так и по многим другим параметрам. Фантастическо-философская картина, в которой солируют Антон Шагин и во многом та же Снигирь, показывает нам как могущество павильонной съемки, так и силу узких темных локаций. Особые цветовые решения и музыка Ивана Волкова усиливают впечатление от ленты, которую хочется назвать блокбастером и которой удается воззвать к самым глобальным страхам каждого из нас.

Владимир Огнев – большущий ученый, которого должна была ожидать успешная и академичная карьера в антропологии, но однажды его зовут поработать над темой внеземных цивилизаций. Решив зайти в преимущественно фантастическую тематику через призму социологии, он внезапно узнаёт, что инопланетяне не просто существуют, но и давно советуют нам, как жить. Участие Владимира становится ключевым, когда над Россией и всей планетой нависает чудовищная тень тотальной войны, которая разрушит все. И какие бы разумные решения не искал Огнев, силы любви, уважения и самых светлых чувств оказываются куда важнее технологий и тактических уловок мировых правителей.


Михаил Перебейнос
Обозреватель TV Mag

ЖУКИ

В последние годы «Камеди Клаб продакшн» приучил нас к тому, что в России могут регулярно выпускать интересные сериалы, которые хочется пересматривать снова и снова. Одним из таких проектов стал комедийный сериал «Жуки» о буднях московских компьютерных гениев, отправленных на альтернативную службу в деревню Жуки. Продюсерам удалось выдержать на съемочной площадке идеальный баланс между малоизвестными актерами и звездами (один герой Владимира Епифанцева – Толик – чего стоит!). Сплав молодости и опыта на выходе дал очень живой сериал с душевной атмосферой, понятным каждому юмором и небанальным сюжетом, который будет интересен даже тем, кто совсем далек от мира IT.

ТУРЕЦКИЕ СЕРИАЛЫ

Если вы устали от бразильских сериалов, а отечественные мелодрамы на «России 1» и «Dомашнем» больше не находят отклика в вашем сердце, то самое время начать смотреть турецкое «мыло». В этом году на канале «Романтичное» состоялись всероссийские премьеры четырех новых проектов: «Основание: Осман», «Госпожа Фазилет и ее дочери» «Марашанец» и «Легенда». Все турецкие сериалы озвучены специально по заказу Триколора и доступны в онлайн-кинотеатре по ссылке.

СОВЕТСКАЯ КЛАССИКА

Когда не знаешь, что посмотреть, то всегда можно включить старую-добрую советскую классику, благо в канун новогодних праздников любимые комедии идут практически на всех федеральных телеканалах. Золотая коллекция нашего кинематографа, пропитанная особенной теплотой, поможет каждому из нас хоть ненадолго отвлечься от насущных проблем и поднять себе настроение.


Евгений Лазаренко
Обозреватель TV Mag

АЛИСА НЕ МОЖЕТ ЖДАТЬ

Отталкиваясь от реальной истории девочки, теряющей зрение, сценарист-режиссер Наталия Мещанинова («Школа», «Сердце мира») создала сериал удивительной достоверности и искренности. Героине нужно многое успеть, прежде чем она перестанет видеть, и зритель, даже вышедший из подросткового возраста в прошлом веке, мог бы составить примерно такой же вишлист, как юная Алиса. Но мало душещипательности в истории – надо же героиню воплотить так, чтобы вопросов вообще не возникало: Елизавета Ищенко, которой прежде давали комические роли, разыграла драму как по нотам, без заламывания рук, вообще без лишних эмоций – и от этого впечатление только сильнее. Ее образ многогранен, полон тонких нюансов, видно, что у 17-летней актрисы большое будущее на экране. Елизавета совершенно не теряется на фоне уверенных профессионалов – Анны Михалковой, Дмитрия Лысенкова и других, – и все они вместе создают сплоченный, запоминающийся актерский ансамбль в одном из лучших сериалов сезона.

ХРУСТАЛЬНЫЙ

Еще один сериал по мотивам реальных событий – и еще одна удачная психодрама. Поднаторевший в ролях героев с внутренним надломом Антон Васильев («Невский», «Живая мина») играет следователя, которого дело о маньяке-убийце приводит в родной город, где с ним самим в детстве случилась жуткая история. Актер выдерживает в образе невиданный баланс между внешней холодностью и жгучей сердечностью – и сложно представить себе кого-то другого в этой непростой роли. Помимо глубокой тоски в глазах Васильева сериал может похвастаться выдающейся атмосферой, над которой сообща поколдовали примерно все участники процесса – от художника и оператора до композитора и мастера по свету. В результате получается нечто большее, чем сумма слагаемых, и даже стереотипные банальности, вроде чаепития кукол в логове безумца, не заставляют досадливо поморщиться.

МЫ ВСЕ МЕРТВЫ

Успехи «Паразитов» и «Игры в кальмара» приковали к южнокорейской продукции взоры тех зрителей, которые не отличают дорамы от пилорамы. «Мы все мертвы», возможно, не заостряет так социальные проблемы, как упомянутые экранные достижения, но по части экшена превосходит их вместе взятые. Азиатский ответ «Ходячим мертвецам», эта зомби-драма задумана камерной – действие еле выползает за пределы отдельно взятой школы – но рассмотренных конфликтов оказывается достаточно, чтобы счесть многосерийку своего рода романом взросления. Мертвые здесь бегают, прыгают и гуттаперчево извиваются очень впечатляюще, над ними парит невесомая камера, фиксируя катастрофу с головокружительной эффектностью. Наконец, выпуск сериала успешно срезонировал с сидевшей по домам пандемийной публикой – все звезды сошлись.


Татьяна Рамкина
Обозреватель TV Mag

КАПЕЛЬНИК

«Капельник» – один из самых ярких проектов уходящего года – прошел, к сожалению, не так заметно для зрителей, как он того заслуживает. Из-за невнятного трейлера и странной кампании продвижения для многих он остался за кадром. А посмотреть его стоит хотя бы потому, что это отличный пример фильма, с которым и поплакать, и посмеяться. Да и тема касается на самом деле каждого, хоть и совсем неочевидна и полузакрыта. Каждая серия прописана без сюжетных провалов, за всеми героями интересно наблюдать, а разговоры будто подслушаны, в общем, все по-настоящему. Тут вам и молодой врач с непростым прошлым, и модная блогерша с плеядой продюсеров, и нерадивый сынок высокопоставленного чина, и однорукий таксист.

Идею создания подсказали приближенные Иды Галич, которая и передала ее знакомым сценаристам, разработав вместе сериал о клиентах так называемых капельников – реаниматологов и врачей других специальностей, которые выводят людей из запоя разной природы. И это не только представители шоу-бизнеса и других креативных областей в Москве.

1703

«1703» – самый безумный, красивый, петербургский сериал последнего времени. Гоша Куценко тут продолжает линию своих красочных героев, которая была начата им в «Стране ОЗ». Кстати, «1703» – один из тех проектов, где Гоша открывает для себя и для нас новую главу в творчестве. И очень радует видеть его именно таким.

Главные герои расследуют преступления в мрачном нуарном городе на Неве, параллельно совершенствуясь в стендапе, одолевая заикание и борясь с мистическим. И отдельное развлечение – считать слонов в сериале и наслаждаться цветовыми решениями кадров.

КОНТАКТ

«Контакт» – крепкая социальная драма об отношениях поколений. В центре сюжета – папа-полицейский и его дочь, представитель нового поколения, повторяющая все ошибки отца. Но не только на примерах их конфликтов и примирений мы видим разность и схожесть людей разных возрастов. К тому же, несмотря на весь драматизм ситуаций, очень много забавных моментов – одна лишь сцена, как фейковую страницу создавали, беря за основу образ Ди Каприо, Эминема.

Молодые актеры сериала еще наверняка дадут нам жару в новом российском кино, и стоит следить за их карьерой. В том числе из плеяды актеров второго плана. Самая яркая из них – Карина Александрова, от героини которой не оторвать глаз.

«Контакт» – еще один режиссерский проект Евгения Стычкина, от которого мы наверняка увидим не один успешный сериал. Хотя второй сезон про полицейского и дочь он, впрочем, не стал снимать. 

Фото: кадры из сериалов, взятые на tvmag.ru, Freepik

Автор: Иван Гагарин

Смотрите также