Наверх
Без «Интерстеллара», с фатумом, для людей: что рассказывают создатели долгожданного научно-фантастического триллера «Петрополис» о сути фильма
12:26 27 Октября, 2022

Без «Интерстеллара», с фатумом, для людей: что рассказывают создатели долгожданного научно-фантастического триллера «Петрополис» о сути фильма

1351

Игорь Евдокимов
Обозреватель TV Mag

На этой неделе в киноцентре «Ленфильм» презентовали одну из главных киноновинок осени – научно-фантастический фильм «Петрополис», также представляющий собой симбиоз триллера и драмы. Побывав на премьере, обозреватель TV Mag не только увидел картину из первых рядов, но и пообщался с непосредственными участниками творческого процесса, узнав уникальные подробности создания фильма.

Для тех, кто не в курсе: «Петрополис» – уникальный философско-драматический научно-фантастический триллер с Антоном Шагиным и Юлией Снигирь. Первый за 13 лет фильм Валерия Фокина вызвал ощутимый ажиотаж у поклонников и прессы: помимо редкой новинки жанра, пока еще мало освоенного в современном русском кино, она затрагивает максимально актуальную тему международных конфликтов и тяжесть их решений. По ощущениям многих, включая автора сего материала, фильм воспринимался как новый отечественный блокбастер. Но, несмотря на спецэффекты и глобальность тематики, композитор «Петрополиса» Иван Волков с таким определением не согласился, рассказав при этом о нюансах создания музыкального фона фильма.


«С моей точки зрения, большая ошибка – анонсировать этот фильм как блокбастер. Это, безусловно, фантастическая тематика, но по тому, как я смотрю на фильм, это больше авторское кино. Поэтому задачи, которые передо мной ставились, больше драматического порядка, обслуживание драматического материала. Когда я работаю, я обычно озабочен теми эпизодами фильма, где музыки не нужно. Меня всегда немножко ломает, когда режиссеры от недоверия к себе и к артистам начинают заливать музыку в моментах, когда кажется, что ничего не происходит. В этом смысле Валерий Владимирович Фокин абсолютно адекватен. У нас был очень интересный период. К сожалению, так сейчас получается технологически, что очень мало кто из композиторов начинает работать над музыкой со сценария.

Уже в предпродакшне мы сели за текст, было много встреч со сценарием, и мы на этом уровне старались понять, где музыка нужна, а где – нет. Например, для меня неразрывная вещь – музыка и шумы, это однородная фактура, тем более – для такого проекта. Замечательный звукорежиссер Кирилл Василенко: мы с ним практически работали в четыре руки. Мне всегда важно, какие будут фоны, а здесь пришлось много создавать – такие инфернальные, атмосферные вещи. В этом смысле задача была несложная. Не было такой ответственности, что надо прикрывать или что-то заливать большими объемами. Работалось хорошо и качественно, было достаточно времени, чтобы все эти задачи осуществить».

Иван Волков,
композитор

Как известно, восемь лет назад выдающийся фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» задал новые стандарты для создания эффектов большого фильма жанра «сай-фай». Помимо супервизуала и мощных звуковых эффектов, чуть ли не всю планету покорил невероятный саундтрект от Ханса Циммера, сформировавший особое впечатление от фильма. В случае с «Петрополисом» есть немало схожего с хитом Нолана: помимо глобальности и морально-философской нагрузки, здесь музыкальный фон ощутимо влияет на восприятие фильма. Но Иван Волков уточнил, что при создании музыки к этому фильму он не пытался следовать примеру немецкого коллеги.


«Скажу откровенно: я не люблю всякого рода референсы. Для меня, конечно, важно поддерживать общее впечатление от фильма, а не создавать его настроение. Сейчас любят говорить: давай Ханса Циммера сделай. А во-первых, таких возможностей нет. Когда тебе говорят делать такую музыку для сериала, я отвечаю: ну давайте тогда мне оркестр, такие же мощности и, главное, время, которое есть у Ханса Циммера. Когда ты или режиссер его постоянно слушаешь, то начинаешь волей-неволей привыкать к музыке Циммера. Здесь, слава Богу, не было такой истории, мы работали абсолютно нормально. Для меня важно понять, что происходит в сцене, увидеть ее и дальше не помешать ей, а также подчеркнуть всё, что в ней происходит».

Иван Волков,
композитор

В фильме задействовано свыше 20 актеров, хотя практически все сцены были отсняты в павильонах, и только несколько – в открытых локациях Петербурга. Большинство персонажей второго и третьего плана – влиятельные персоны и лидеры государств. Самого разумного из них – немецкого канцлера – сыграл петербургский актер и театральный режиссер Жорж Девдариани. В интервью TV Mag он выразил устойчивую уверенность, что фильм оставит у публики глубокое впечатление и заставит не раз задуматься над увиденным.


«Вне всякого сомнения, "Петрополис" – одна из самых ярких премьер осени. Соглашусь с тем, что фантастическое кино должно быть, прежде всего, о личностях. Какая бы крутая ни была научная фантастика или даже сама наука в сюжете, все идет через людей, для людей и о людях – всегда. Не буду спойлерить, но здесь зрителей, скорее, ожидают некий фатум и обстоятельства непреодолимой силы, с которыми не поборешься, но герои все равно вступают с ними в противодействие. Мне кажется, фильм оставит у зрителей немало вопросов, и о самом фильме будут очень много говорить. Мне лично импонирует фильм, который оставляет в конце знак вопроса – меньшего или большего размера, а также пищу для размышлений. Причем речь не только о том, чтобы поразмышлять в первые часы после просмотра, но и мысленно возвращаться к этому снова и снова спустя время. Мне кажется, этот фильм вполне может дать новый толчок развития научной фантастики в российском кино. Но лично мое мнение: путь кинофантастики в России – он очень свой, тернистый. И в плане содержания он совершенно не должен дублировать то, что происходит на Западе. Чем более оригинальным он будет, тем интересней».

Жорж Девдариани,
актер

Уже после самой премьеры актеры и создатели фильма раскрыли несколько секретов «Петрополиса» – вот главные из них:

Название «Петрополис» напрямую отсылает к Петербургу как к городу, играющему ключевую роль, которую невозможно осознать во время просмотра киноленты.
Иван Волков создавал не только музыкальное сопровождение фильма, но и так называемые песни внутри кадра – специально написанные для него композиции с вокалом. Их легко принять за реальные хиты, которые сходу не вспомнить.
Использованные в отдельных эпизодах кадры пустого исторического центра города на Неве не были «почищены» на компьютере: они были сняты в манере «28 дней спустя» Дэнни Бойла – во время локаута-2020, когда большинство петербуржцев сидело дома.
Коридор как часто повторяющая локация в фильме несет особую смысловую нагрузку, которую может самостоятельно проанализировать любой зритель. Но, по мнению актеров «Петрополиса», теснота коридора напоминает отечественную коммуналку и подчеркивает тесноту мира, в котором мы живем, но при этом в его конце все же есть свет.


Фото: Белые ночи


Автор: Игорь Евдокимов