Наверх
В СССР не было секса, а значит, и СПИДа: почему сериал «Нулевой пациент» о первой вспышке ВИЧ затягивает с первых минут
13:10 17 Мая, 2022

В СССР не было секса, а значит, и СПИДа: почему сериал «Нулевой пациент» о первой вспышке ВИЧ затягивает с первых минут

1333

Ольга Дубро
Обозреватель TV Mag

В конце 80-х годов в Калмыкии произошел первый случай массового заражения ВИЧ в СССР. Вирус обнаружили у 75 детей и четырех женщин. События в Элисте легли в основу сериала «Нулевой пациент», который выйдет на «Кинопоиске» 19 мая. Обозреватель TV Mag делится впечатлениями от первых серий.

В 1988 году в столице Калмыцкой АССР Элисте, в детской больнице, зафиксирована вспышка ВИЧ. До этого в стране было известно лишь около 30 случаев заболевания и считалось, что ВИЧ – это западная болезнь проституток, наркоманов и гомосексуалистов, хотя по факту инфекция пришла из африканских стран. Оттуда ее завозили либо иностранные студенты, либо командировочные советские граждане, не отказывающие себе в плотских утехах с местными. Случаи заражения связывали с беспорядочными половыми связами, а тут – совсем маленькие дети, степная Калмыкия… Как зараза могла попасть в детскую больницу?

Это предстоит выяснить Дмитрию Гончарову, молодому специалисту по «экзотической болезни». В сопровождении сотрудника КГБ он отправляется в Элисту, чтобы пообщаться с врачом детской больницы Кирсаном Аюшевым, который обнаружил заболевание у своих пациентов и подал сигнал в Москву. Чтобы остановить вспышку эпидемии, Гончаров планирует найти «нулевого пациента», то есть первого человека с диагнозом, чтобы проследить все его контакты, изолировать инфицированных и заблокировать ВИЧ пути распространения.

Вместе с главной, почти детективной линией – поиском «нулевого пациента» – параллельно развиваются еще несколько. Самая драматическая повествует о том, как пациенты и их семьи мгновенно становятся изгоями в обществе, и уже не только СПИД угрожает их жизни и здоровью, но и сограждане. Один из центральных персонажей сериала, молодой врач Кирсан, ведет свою борьбу, пытаясь спасти и защитить своих подопечных, открыть глаза руководству и коллегам на страшные факты и с ужасом подозревая болезнь у себя. Столичному эпидемиологу Дмитрию приходится не только выполнять важнейшую миссию, но и переживать собственную семейную драму. И наконец, отъезжая от частного к общему, камера показывает смелое критическое высказывание о действиях государства и министерства здравоохранения, которое до последнего отрицало эпидемию в Элисте и вставляло палки в колеса расследованию.

Сериал и начинается с того, как Дмитрий Гончаров на заседании политбюро пытается убедить чиновников во главе с Горбачевым, что угроза реальна и борьбу со СПИДом необходимо начинать немедленно. На что получает ответы, что «четверо инфицированных – это не тысяча», «откуда в ста километрах от границы американская зараза», «проблема СПИДа не такая актуальная» и слышит предложения замолчать эту историю. Устами Гончарова озвучены проблемы, царившие тогда в обществе: нет информации про безопасный секс, потому что официально нет и самого секса, жестокое обращение с гомосексуалистами, которые предпочитают смерть тюрьме, неготовность страны к массовому тестированию на ВИЧ и в целом неповоротливость чиновничьей машины и склонность отрицать проблему вместо того, чтобы бороться с ней.

Сериал основан на реальных событиях, и за некоторыми персонажами угадываются их прототипы, хотя произведение не стремится к документальной точности. Например, Никита Ефремов явно воплотил образ врача-инфекциониста Вадима Покровского, который расследовал первую вспышку ВИЧ в Элисте, но у персонажа Ефремова своя история и своя драма в рамках картины. Ключевой актерский состав украсил и обогатил Аскар Ильясов, который до этого снимался в основном в казахских проектах и широкой аудитории знаком не был. Но теперь его точно запомнят, настолько мощно его герой излучает внутренний свет и добро. У Павла Майкова не центральная, но тоже запоминающаяся роль как раз потому, что она не характерна для актера и с ее помощью Майков вышел из амплуа дерзкого хохмаря и «своего парня». В целом «Нулевой пациент» из числа тех современных российских проектов, в котором нет претензий к игре актеров, потому ее просто не замечаешь. Даже самые маленькие артисты играют так, будто в помещении нет камеры.

За кадром тоже собралась сильная команда. У руля встал режиссерский тандем Сергея Трофимова и Евгения Стычкина, при этом Трофимов еще работал оператором проекта, а Стычкин сыграл одну из ролей. В режиссерском кресле оба сидят второй раз и оба дебютировали в прошлом году: Стычкин – с сериалом «Контакт», а Трофимов – с военной драмой «Девятаев», при этом язык не поворачивается назвать их «новичками» в кино. Сценарий принадлежит Олегу Маловичко, который известен работами над громкими проектами последних лет: сериалами «Метод», «Троцкий», «Хрустальный», фильмами «Мажор» и «Лед». То, что производством и продюсированием занималась компания «Среда», тоже говорит об уровне проекта.

Сериал получился на редкость выразительным. Его хочется смотреть внимательно не только из-за тревожной и интригующей темы: густая, плотная атмосфера, насыщенная художественными деталями и необычными ракурсами, затягивает мгновенно.

Сериал «Нулевой пациент» выйдет в Сети уже 19 мая. Другие сериалы российского и зарубежного производства смотрите здесь.

Фото: Кинопоиск

Смотрите также