На этой неделе в киноцентре «Ленфильм» презентовали одну из главных киноновинок осени – научно-фантастический фильм «Петрополис», также представляющий собой симбиоз триллера и драмы. Побывав на премьере, обозреватель TV Mag не только увидел картину из первых рядов, но и пообщался с непосредственными участниками творческого процесса, узнав уникальные подробности создания фильма.
Для тех, кто не в курсе: «Петрополис» – уникальный философско-драматический научно-фантастический триллер с Антоном Шагиным и Юлией Снигирь. Первый за 13 лет фильм Валерия Фокина вызвал ощутимый ажиотаж у поклонников и прессы: помимо редкой новинки жанра, пока еще мало освоенного в современном русском кино, она затрагивает максимально актуальную тему международных конфликтов и тяжесть их решений. По ощущениям многих, включая автора сего материала, фильм воспринимался как новый отечественный блокбастер. Но, несмотря на спецэффекты и глобальность тематики, композитор «Петрополиса» Иван Волков с таким определением не согласился, рассказав при этом о нюансах создания музыкального фона фильма.
«С моей точки зрения, большая ошибка – анонсировать этот фильм как блокбастер. Это, безусловно, фантастическая тематика, но по тому, как я смотрю на фильм, это больше авторское кино. Поэтому задачи, которые передо мной ставились, больше драматического порядка, обслуживание драматического материала. Когда я работаю, я обычно озабочен теми эпизодами фильма, где музыки не нужно. Меня всегда немножко ломает, когда режиссеры от недоверия к себе и к артистам начинают заливать музыку в моментах, когда кажется, что ничего не происходит. В этом смысле Валерий Владимирович Фокин абсолютно адекватен. У нас был очень интересный период. К сожалению, так сейчас получается технологически, что очень мало кто из композиторов начинает работать над музыкой со сценария.
Уже в предпродакшне мы сели за текст, было много встреч со сценарием, и мы на этом уровне старались понять, где музыка нужна, а где – нет. Например, для меня неразрывная вещь – музыка и шумы, это однородная фактура, тем более – для такого проекта. Замечательный звукорежиссер Кирилл Василенко: мы с ним практически работали в четыре руки. Мне всегда важно, какие будут фоны, а здесь пришлось много создавать – такие инфернальные, атмосферные вещи. В этом смысле задача была несложная. Не было такой ответственности, что надо прикрывать или что-то заливать большими объемами. Работалось хорошо и качественно, было достаточно времени, чтобы все эти задачи осуществить».
Как известно, восемь лет назад выдающийся фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» задал новые стандарты для создания эффектов большого фильма жанра «сай-фай». Помимо супервизуала и мощных звуковых эффектов, чуть ли не всю планету покорил невероятный саундтрект от Ханса Циммера, сформировавший особое впечатление от фильма. В случае с «Петрополисом» есть немало схожего с хитом Нолана: помимо глобальности и морально-философской нагрузки, здесь музыкальный фон ощутимо влияет на восприятие фильма. Но Иван Волков уточнил, что при создании музыки к этому фильму он не пытался следовать примеру немецкого коллеги.
«Скажу откровенно: я не люблю всякого рода референсы. Для меня, конечно, важно поддерживать общее впечатление от фильма, а не создавать его настроение. Сейчас любят говорить: давай Ханса Циммера сделай. А во-первых, таких возможностей нет. Когда тебе говорят делать такую музыку для сериала, я отвечаю: ну давайте тогда мне оркестр, такие же мощности и, главное, время, которое есть у Ханса Циммера. Когда ты или режиссер его постоянно слушаешь, то начинаешь волей-неволей привыкать к музыке Циммера. Здесь, слава Богу, не было такой истории, мы работали абсолютно нормально. Для меня важно понять, что происходит в сцене, увидеть ее и дальше не помешать ей, а также подчеркнуть всё, что в ней происходит».
В фильме задействовано свыше 20 актеров, хотя практически все сцены были отсняты в павильонах, и только несколько – в открытых локациях Петербурга. Большинство персонажей второго и третьего плана – влиятельные персоны и лидеры государств. Самого разумного из них – немецкого канцлера – сыграл петербургский актер и театральный режиссер Жорж Девдариани. В интервью TV Mag он выразил устойчивую уверенность, что фильм оставит у публики глубокое впечатление и заставит не раз задуматься над увиденным.
«Вне всякого сомнения, "Петрополис" – одна из самых ярких премьер осени. Соглашусь с тем, что фантастическое кино должно быть, прежде всего, о личностях. Какая бы крутая ни была научная фантастика или даже сама наука в сюжете, все идет через людей, для людей и о людях – всегда. Не буду спойлерить, но здесь зрителей, скорее, ожидают некий фатум и обстоятельства непреодолимой силы, с которыми не поборешься, но герои все равно вступают с ними в противодействие. Мне кажется, фильм оставит у зрителей немало вопросов, и о самом фильме будут очень много говорить. Мне лично импонирует фильм, который оставляет в конце знак вопроса – меньшего или большего размера, а также пищу для размышлений. Причем речь не только о том, чтобы поразмышлять в первые часы после просмотра, но и мысленно возвращаться к этому снова и снова спустя время. Мне кажется, этот фильм вполне может дать новый толчок развития научной фантастики в российском кино. Но лично мое мнение: путь кинофантастики в России – он очень свой, тернистый. И в плане содержания он совершенно не должен дублировать то, что происходит на Западе. Чем более оригинальным он будет, тем интересней».
Уже после самой премьеры актеры и создатели фильма раскрыли несколько секретов «Петрополиса» – вот главные из них:
• Название «Петрополис» напрямую отсылает к Петербургу как к городу, играющему ключевую роль, которую невозможно осознать во время просмотра киноленты.
• Иван Волков создавал не только музыкальное сопровождение фильма, но и так называемые песни внутри кадра – специально написанные для него композиции с вокалом. Их легко принять за реальные хиты, которые сходу не вспомнить.
• Использованные в отдельных эпизодах кадры пустого исторического центра города на Неве не были «почищены» на компьютере: они были сняты в манере «28 дней спустя» Дэнни Бойла – во время локаута-2020, когда большинство петербуржцев сидело дома.
• Коридор как часто повторяющая локация в фильме несет особую смысловую нагрузку, которую может самостоятельно проанализировать любой зритель. Но, по мнению актеров «Петрополиса», теснота коридора напоминает отечественную коммуналку и подчеркивает тесноту мира, в котором мы живем, но при этом в его конце все же есть свет.
Фото: Белые ночи