На этой неделе состоялась самая долгожданная премьера нового сезона, какую только можно было представить за последние годы. Сериал «Эпидемия», который оказался невольным пророком пандемии, вернулся в виде второго и столь же насыщенного событиями сезона. TV Mag напоминает о том, почему главный ТВ-апокалипсис – лучший сериал России, освежает в памяти сюжет, рассказывает о новом сезоне и предваряет достойное продолжение вирусной саги.
ВЕЛИКАЯ СВОЕВРЕМЕННОСТЬ
Как мы помним, незадолго до начала тяжелейших 2020-х российский сериальный цех начал переживать выдающийся всплеск креатива. Новые ТВ-эпопеи самого серьезного уровня, сопоставимого с западными хитами, начали выходить одна за другой. Но как ни сравнивай и ни анализируй, ярчайший залп был произведен на канале Premier в ноябре 2019: именно тогда в свет вышел наш ответ «Ходячим мертвецам», неосознанно взявший куда более понятное и актуальное для той поры название. И прежде чем мы успели его запомнить, сериал похвалил сам Стивен Кинг, а Netflix выложил полтора миллиона долларов, чтобы показать его на своих ресурсах американскому зрителю.
«Эпидемию» в тот миг оценили все. Прежде у нас уже пробовали снимать многосерийные постапокалипсисы, но такой мощи сюжета и атмосферности, да еще и чтобы переплюнул по уровню западный аналог – никогда. Но особую нотку апокрифа экранизация романа Яны Вагнер «Вонгозеро» обрела меньше чем через полгода, когда мир охватила беспощадная «полынь» марки COVID-19. Отечественный вирус-апокалипсис незадолго до пандемии показал нам всем, к чему мы ни в коем случае не должны прийти по итогам всепланетного заболевания, а заодно в очередной раз подчеркнул великую силу объединения перед лицом глобальной опасности.
БЕГСТВО ИЗ МОСКВЫ
Если коротко, первые восемь серий «Эпидемии» на одном бодром дыхании окунают нас в мир, в котором пандемия странного беспощадного вируса за пару дней превращает мир в руины. Летальный исход наступает в большинстве случаев за 2-3 дня, случаи самостоятельного излечения на момент карантина не зафиксированы, а паника охватывает мир за считаные часы. На фоне этого сбежать из парализованной Москвы спешно пытается импровизированная группа выживших. Возглавляет поход Сергей, с которым – его подруга-психолог Анна со своим сыном Мишей, страдающим от синдрома Аспергера, а также алкаш-отец и его бывшая жена-стервоза Ирина с сынишкой Антошей. К ним мигом примыкают сосед по даче – бизнесмен Лёня с молодой беременной женой Мариной и дерзкой дочерью Полиной, что чуть младше его нынешней супруги.
Разумеется, путь выживших кишит разношерстными опасностями. Тут и постоянные очаги обезумевших солдат, которые убивают и насилуют всех подряд, и карантинные войска, отстреливающие целые потенциально зараженные деревни, и даже одно семейство зомби – зараженных, что стали в бреду есть человечье мясо. Разумеется, даже близость вселенской катастрофы не мешает людям оставаться людьми и переживать ссоры, личностные метаморфозы, любовные многоугольники и другое. Но у Сережи и его близких есть конкретная цель – добраться до Карелии, где есть благодатное Вонгозеро, с островом для комфортного пересиживания вселенского ужаса, пока мир погибает. Разумеется, на обетованном клочке земли и в его окрестностях тоже встречаются отвратные персонажи, но самое лютое происходит в конце: возле нового дома выживших высаживаются китайские спецслужбисты. И стоило всем нашим героям воссоединиться, как и в их доме происходит грандиозный пожар.
ДРУГОЙ БЕРЕГ
Второй сезон «Эпидемии» добавляет в нашу жизнь новую специфичную группу уцелевших, не вполне готовых к новым реалиям, но пересиживающих апокалипсис примерно в этих же живописных северных широтах. Нам является вновь прибывший сильный персонаж – спецназовец Женя, который был задействован в тех самых превентивных отстрелах людей, что военные подозревали в зараженности. Однако этот парень отказался уничтожать беззащитных людей пачками и через труп сослуживца дезертировал, сумев по холоду доползти до шикового дома где-то в Олонецком районе Республики Карелия.
Здесь засели мажорные ребята из Питера – нервный фотограф и сынок чиновника Тарас, его развратно-скучающая девушка Алена, задумчивый тату-мастер Азиз и его упитанно-рефлексирующая знакомая из Германии по имени Соня. Пожив немного под их нестабильным крылом, Женя смог обвыкнуться и даже стал лидером этой компании. Но через некоторое время, когда ребята смогли поймать радиосигнал, стало известно, что хаос шагнул дальше просто заражения местности: под шумок на нашу территорию ввалились «миротворцы» из соседней сверхдержавы, а в сторону Финляндии ломанулся целый поток беженцев. Женя поднял ребят в сторону возможного спасения, и по дороге ему, разумеется, выпадет шанс встретиться с Сергеем и спасшейся частью его вновь образованной семьи.
СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ И МАСТЕРОВ
Режиссером второго сезона стал Дмитрий Тюрин, начинающий выходить на первое место в сериальном деле нашей страны. Его успеху особенно способствовала психологическо-ремесленная драма «Триггер», а также «Ласточкино гнездо» и «Магомаев». И сейчас он выпускает в свет продолжение, которое будет основано уже на самостоятельном сюжете, а не романе-бестселлере «Вонгозеро». И совсем скоро нас ожидает смена локации: после того как жить в подвергшемся нападению «северном раю» стало невозможно, Сереже и остальным придется перемещаться южнее. А еще их совсем скоро ждет встреча с «поездом жизни», которая, по всем законам жанра, не подразумевает ничего хорошего.
Главная замена в кадровом составе – появление Юры Борисова вместо Виктории Исаковой. Со звездой «Быка», «Вторжения», «Аванпоста», «Капитан Волконогов бежал» и ныне выходящих «Подельников» все понятно: он изображает воина Женю, который одержим на редкость благими порывами, но слегка приправлен шизофренией. А вот судьба Ани, которую играла Исакова, остается главной печальной загадкой старта второго сезона: можно только скорбно догадываться, что заставило подругу Сергея покинуть этот мир или хотя бы горизонт событий. В остальном все ключевые граждане по-прежнему в кадре, включая Сережу, Ирину, Лёню, Марину, Полину и Мишу, каждый из которых даже визуально выглядит чуть по-другому. Так или иначе, каждый ключевой персонаж предстанет перед нами заметно изменившимся, поскольку такое количество времени, проведенного в ужасе разрухи, очень ощутимо меняет любую яркую личность.
ЛУЧШИЙ ЭПОС ПРОДОЛЖАЕТСЯ
По одной только первой серии, которая по насыщенности и выверенности событий-героев напоминает отдельный фильм, мы сможем убедиться в том, что и так уже не требует дополнительных доказательств. «Эпидемия» – объективно лучший и злободневнейший сериал России последних лет, продолжения которого мы ждали два с лишним года. Столь напряженный сюжет, столь глобальная тема, столь четко прочерченные действующие лица, столь западающие в душу декорации и столь честные, не испорченные пересоленным арт-хаусом реалии России – ну где такое еще есть? Неудивительно, что этот сериал сходу «зашел» почти всем возрастным, региональным, гендерным и жанрово-избирательным группам телевизионной аудитории нашей страны – впрочем, и не только ее.
По всему видно, что у второго сезона есть все шансы сберечь невероятную атмосферу планетарной трагедии, на фоне которой уже знакомые нам противоречивые мятущиеся души все же пытаются вырулить к свету. Главное – чтобы постоянное движение и всё новые испытания не превратились в аркаду по выживанию, а столь самостоятельные персонажи – в покорных воинов поля выживания, как это бывало в тех же «Мертвецах». Важно помнить, что это сериал не про смерть и убойный вирус, а про тех, кто еще жив и мутирует под воздействием тяжких обстоятельств. Но пока что продолжение «Эпидемии» – по умолчанию главное событие телевизионной жизни этой весны.
Премьера первой серии сезона состоится 21 апреля эксклюзивно на Premier. Контент Premier доступен клиентам Триколора в онлайн-сервисе, где вы также найдете обширную библиотеку зарубежных и отечественных сериалов, кино, шоу.
Фото: Premier