Наверх
«Я делала мертвые петли по-настоящему»: Полина Чернышова и Андрей Шальопа в интервью о съемках военной драмы «Литвяк»
11:42 21 Декабря, 2022

«Я делала мертвые петли по-настоящему»: Полина Чернышова и Андрей Шальопа в интервью о съемках военной драмы «Литвяк»

883

Оксана Бондарчук
Обозреватель TV Mag

Создатели хита «28 панфиловцев» снимают новый проект «Литвяк» про одну из самых известных летчиц в истории, прозванную Белой Лилией, Лидию Литвяк. Советская летчица-истребитель занимает первую строчку в мировом рейтинге боевых пилотов-женщин с августа 1943 года. За свои неполных 22 года она стала легендой. Роль Лидии Литвяк исполняет актриса Полина Чернышова («Перевал Дятлова»), ее боевую подругу Екатерину Буданову играет Виктория Соловьева. В картине также сыграли Петр Рыков, Евгений Ткачук и другие звезды. Съемочная группа фильма приступила к съемкам на киностудии «Ленфильм», где в павильонах стоят два истребителя в натуральную величину. TV Mag побывал на съемочной площадке фильма «Литвяк» и поговорил с его создателями – режиссером Андреем Шальопой и актрисой, исполнительницей главной роли Полиной Чернышовой.

Полина, в чем, на ваш взгляд, мужество летчицы Лидии Литвяк и ее боевых подруг? Какие это были женщины?

Полина Чернышова: Когда изучала материал, то поняла, что это были на самом деле простые женщины. Они так же смеялись, шутили на фронте, говорили о детях. То есть оставались собой. А к своим самолетам они тоже относились как к детям – вот его надо «помыть», «накормить». Это не были какие-то суперроботы. Это были обычные женщины, которые любили свои самолеты и защищали родину. Они делали то, что считали нужным. Это были отважные люди.

Вам говорили, что вы похожи внешне на Лидию Литвяк?

Полина Чернышова: Что-то есть, наверное. У нее простое и симпатичное лицо. И у меня простое, надеюсь, симпатичное лицо (улыбается). Но, думаю, внешнее сходство не так важно для этой роли.

Как вы готовились к съемкам? Пробовали вести самолеты?

Полина Чернышова: Андрей (режиссер и продюсер фильма Андрей Шальопа – прим. ред.) сделал нам с коллегами волшебный подарок: перед съемками мы летали на настоящих самолетах с настоящими пилотами! В самолетах две кабины – спереди и сзади. Первый полет я сидела в задней кабине и, раскрыв рот, смотрела по сторонам, а когда пилот начала делать петли, штопор (снижение по крутой нисходящей) и другие трюки, то я хваталась за все, что можно, потому что самолет буквально переворачивался с ног на голову.

А через полчаса такого полета пилот сказал мне: «А теперь ты сама». И я села за штурвал. Все нужные кнопки, конечно, нажимал пилот, но мне доверили РУС – рычаг управления. Я делала мертвые петли по-настоящему, выруливала… Единственное, штопор сама сделать не смогла – испугалась. Так что это была потрясающая подготовка.

Небо и полеты – это стихия. Благодаря этим полетам я смогла почувствовать на себе эту стихию. Когда ты реально летаешь и видишь горизонт, это необычайно вдохновляет.

Андрей, расскажите, как вы нашли главную героиню?

Андрей Шальопа: Когда я писал сценарий, то параллельно искал актрису, которая подошла бы на эту роль. Полину я нашел еще до того, как сценарий был завершен. Мне кажется, что она очень подходит на эту роль. Теперь я убежден, что этот выбор был правильным. Она обладает набором качеств, которые для этой истории подходят. Всех актеров я считаю нашей удачей.

Кого из героев искали дольше всех?

Андрей Шальопа: Самый сложный кастинг – Алексей Соломатин. Мы отсмотрели многих ребят на эту роль, и это была проблема. Мне очень хотелось, чтобы это был парень с хорошим, теплым обаянием, при этом чтобы он обладал чертами пилота-истребителя. Ведь это особые люди. Сочетание военной выправки и при этом доброты. В итоге на эту роль взяли актера Петра Рыкова, и это оказался совершенно замечательный Алексей Соломатин. По-моему, получается очень здорово и у них отличный тандем с Полиной.

В экшен-фильмах часто бывает много компьютерной графики. Как вы планируете снимать «Литвяк»?

Андрей Шальопа: Мы считаем, что кино нужно снимать, а не рисовать на компьютере. Если в кино много графики, то в моем понимании, это не совсем кино, а частично мультик. На мой взгляд, компьютерная графика иногда как вставные зубы. Мы как раз снимаем большую часть того, что в кадре. Например, если мы хотим видеть в кадре самолет в воздухе, мы снимаем самолеты, для этого макеты и создавались. Он снимается на подвесе, по нему будет ходить солнце, у него будет крутиться винт и так далее. Фоны мы тоже снимаем, а не рисуем. Хотя у нас очень сложные фоны. Это виды неба и земли с больших высот, в разном свете и со сложными движениями. Для этого тоже есть технология. У нас есть для этого маленький самолет, на котором установлено шесть камер.

Самолет поднимается в небо, в нужную нам погоду, в нужных местах (мы специально ездили в экспедиции). Самолет снимает небо и землю под конкретные сцены, на конкретных высотах, в конкретных маневрах, с конкретной облачностью и солнцем. У нас уже сейчас есть библиотека футажей, которую мы постепенно пополняем. Все окружение, которое есть в воздушных боях, – оно все живое. Графики будет минимум. Зритель приходит в кино, и он хочет видеть живое, а не нарисованное. Вот это мы ему обещаем.

Расскажите, каков основной замысел картины?

Андрей Шальопа: В свой фильм мы закладываем разные смыслы. Летчиков-истребителей среди женщин было немного. Лидия – красивая, юная девушка и ко всему – прекрасный, результативный летчик-истребитель – стала очень знаменитой во время войны. Но это был еще только 1943-й год, и до конца войны было далеко. Во время войны без вести пропасть было очень непопулярно. Пилоты пропадали без вести, и было непонятно: успели они выпрыгнуть или нет и что было дальше с ними. И поскольку гибель Лидии произошла при неподтвержденных обстоятельствах, до конца войны ее имя больше не упоминалось. Судьба девушки была непонятна. О ней перестали писать и говорить. Это незаслуженное забвение длилось до 1990 года, когда она была посмертно представлена к званию Героя Советского Союза.

Как ни странно, в Америке информация о Лидии как о самом результативном пилоте-женщине появилась в Книге рекордов Гиннесса. За океаном о Лидии Литвяк хорошо знают. И постепенно имя Лидии стало известным во всем мире. Но у нас это забытое имя, и это, конечно, несправедливо. Поэтому хочется рассказать про нее историю. Помимо прочего, это еще и история любви. Когда Лидия попала в 296 полк, она встретила там Алексея Соломатина, знаменитого уже летчика-аса, Героя Советского Союза. Он погиб в 1943 году, на два месяца раньше Лидии. Этот роман, короткий по времени, происходил на глазах у всего полка. Думаю, что все однополчане «болели» за эту пару. И это то, что есть в биографии Лидии – история любви, история потери, про которую тоже хочется рассказать… Я очень надеюсь, что после того, как мы сделаем фильм и он выйдет в прокат, ее имя станет известным.

Когда фильм выйдет на экраны?

Андрей Шальопа: Мы очень рассчитываем, что уже все снимем в 2023 году. Но в любом случае в прокат фильм выйдет не раньше 2024. Помимо съемок, есть еще и большой постпродакшн.

Фото: пресс-служба киностудии «Ленфильм»

Автор: Оксана Бондарчук