Вышел трейлер нового детективного триллера Ильи Куликова «Тень. Взять Гордея» с Олегом Гаасом, Филиппом Янковским, Надеждой Михалковой и другими звездами в ведущих ролях. Лента от создателей таких хитов, как «Регби», «Подслушано», «Милиционер с Рублевки», рассказывает о реальном мире контрразведки. Герой Олега Гааса, молодой контрразведчик, должен поймать неуловимого шпиона под кодовым прозвищем «Гордей», которого никто никогда не видел. Его поиски превращаются в опасную и загадочную игру, от исхода которой зависит судьба всей страны. Фильм «Тень. Взять Гордея» выходит в широкий прокат с 8 декабря. Накануне премьеры TV Mag поговорил со сценаристом, режиссером и продюсером амбициозного проекта, популярным шоураннером Ильей Куликовым.
Илья, что стало импульсом к созданию картины «Тень. Взять Гордея»?
Импульсом стала хитрая история о том, как шпион передавал данные. Ее мне рассказал товарищ, который работает в контрразвездке. Там была настолько гениально простая схема шпионажа, что я сразу решил, что вокруг этого можно построить интересный сюжет. Все, кто посмотрит фильм, поймут, о какой игре ума я говорю.
Общение с контрразведчиками было дружеское? Как вы погружались в их мир?
Сначала это было дружеское общение с моими знакомыми. Когда мне для сценария надо было узнавать более точечную информацию, например, как работает служба наружного наблюдения, как она мониторит шпионов и так далее, тогда друг меня познакомил со специалистами в этой сфере. Ребята рассказали свои порядки, случаи из жизни. В процессе написания сценария мне пришлось много и подробно общаться с контрразведчиками и разными специалистами в этой сфере. Так что герои фильма – это созданные характеры, которые я срисовывал с реальных людей из этого мира. События тоже практически все реальны. Просто не все случались в карьере одного человека.
Контрразведчики легко делились информацией?
Конечно. Мы сразу договорились: никаких имен и дат, информации, когда и где происходили истории. Поэтому никакой гостайны они мне не раскрывали.
Что для вас стало неожиданностью, когда вы погрузились в настоящий мир контрразведки?
Было необычно узнавать, что все играют с открытыми картами. Разведчики знают, что за ними следят и будут следить. И контрразведка знает, что к их работе готовы. Когда, например, разведчик, который работает дипломатом, выходит из здания и видит службу наружного наблюдения, то может даже поздороваться, проходя мимо (улыбается). То есть было удивительно обнаружить относительно джентльменское отношение разведчиков друг к другу, между ними особо нет силовых конфликтов. А вот со шпионами, с предателями – конечно, происходит совершенно другая история.
Из-за событий в мире пришлось изменить место съемок – вместо Европы фильм снимали в Турции. Насколько это сказалось на сюжете и изменении героев?
На самом деле, история вербовки иностранными спецслужбами российского дипломата могла бы происходить где угодно, поэтому в сценарии ничего особенно не изменилось с переносом съемок. Наоборот, Турция, учитывая геополитическую ситуацию сегодня, выглядит правдоподобнее, ведь сейчас эта страна своего рода связующая, некий транспортный перекресток для многих людей.
Почему вы выбрали сочетание жанров триллера и детектива?
Во-первых, детективный триллер привлекательнее для зрителя. Во-вторых, сама история контрразведки – это своего рода игра ума, так как много чего происходит в голове у героя. То есть триллер происходит в его голове, тогда как внешне человек может казаться тихим, ведущим обычную жизнь. Многие думают, что контрразведчик – это условно такой неприметный Штирлиц. Но внутри него происходит настоящий экшен. Показать его внутренний мир можно было как раз через жанр триллера. На мой взгляд, получилось очень красиво – реализовать на экране воображение человека.
Мучительно писалось или легко?
Сценарий писался долго – около полугода. Обычно работа над полнометражным фильмом у меня занимает три месяца. Я писал, потом смотрел, думал, что скучно, переписывал. Хотелось что-то менять, делать плотнее, насыщеннее.
Что стало самым сложным вызовом?
Совместить две вещи – зрелищность и достоверность. Чтобы обывателям было интересно смотреть, а контрразведчикам – узнавать в этой картине свою жизнь. Это было практически невозможно сочетать. Например, фильмы про Джеймса Бонда зрелищны, но они не достоверны. А мне было важно сохранить реалистичность. Полгода ушло именно на это. В итоге друзья-контрразведчики одобрили сценарий, сказали, что такое могло быть и было в их карьере.
Почему главная роль досталась Олегу Гаасу?
Он играл у меня в «Регби». Это был бесконечно длинный проект. И Олег показал себя не только как талантливый артист – мы это и так знали, – но и как простой, честный и прямой человек. Эти качества чрезвычайно отвечали нашему герою в «Тени. Взять Гордея». Поэтому его я первым позвал на пробы и сразу утвердил. Кстати, контрразведчики его тоже одобрили, сказали, посмотрев на фото: «Это наш парень!».
Кого искали дольше всех?
Главного злодея. Его в итоге сыграл Филипп Янковский. Сложность была в том, что злодея представляет в голове главный герой. Мы долго не могли понять, каким он должен быть. А когда Филипп пришел на пробы, то пазл сложился. Филипп просто завораживает, он сумел сыграть героя с отрицательным обаянием.
Есть ли в России звезды, которые гарантируют фильму большие кассовые сборы? Условно говоря, народные любимцы, которые точно притянут народ в кинотеатры?
Мне кажется, что в России эта схема не работает. Этот миф давно развенчан. Да, возможно, звезды привлекают к трейлеру или проекту информационно. Но у наших звезд нет такой фан-базы, которая гарантировала бы фильму большую кассу в кинотеатрах.
В 2021, 2022 годах у вас по 5-6 проектов за год. Как вы успеваете?
У меня было не только много проектов, но и много ковидов в этом году (улыбается). Мне кажется, дело в том, что я не размениваюсь на ерунду, занимаюсь только тем, что важно. Изначально, давным-давно, кино было для меня хобби. Которое впоследствии превратилось в работу. То есть я занимаюсь любимым делом и одновременно отдыхаю. Какой-то другой, нелюбимой, работы у меня нет. Я также уделяю внимание и спорту, и общению с друзьями, потому что уверен, что хорошее настроение помогает в работе и в жизни.
Что вас больше зажигает – сценарная или режиссерская работа?
Если бы вы только видели меня на съемочной площадке… Я там самый ноющий человек из всей группы, переплюнул даже тех занудных артистов, которым вечно холодно и голодно (улыбается). Мне все время хочется сбежать со съемочной площадки. Именно поэтому я могу режиссировать только свои сценарии, потому что по сути своей я не режиссер. В сценарном деле я привык, что сажусь за работу и пишу. А на площадке полезный труд режиссера составляет 2-3 часа чистого времени, а остальное время он просто ждет – переезда, перестановки по свету и так далее. Если сценарная работа для меня счастье, то режиссерская – просто стакан слез из-за этого бесконечного ожидания (смеется).
Но отдавать режиссуру в чужие руки не хотите, чтобы контролировать реализацию истории?
На многих проектах я полностью отдаю режиссуру. Но, например, в «Тени. Взять Гордея» для меня было важно также режиссировать.
Какое ваше идеальное рабочее место сценариста?
Там, где есть два кресла! Когда одно надоедает, могу пододвинуть и сесть в другое, помягче. Когда просидите восемь часов подряд, поймете, что это дает. На самом деле, сидеть тяжело. Также на рабочем месте должны быть разные режимы света – посильнее и помягче. Тишина и покой, чтобы никто не мешал. И свобода от других мыслей, поэтому я пишу в основном в вечернее время.
Как вы боретесь с писательскими блоками?
Болезнь чистого листа, когда ты не можешь начать, – это адское состояние. Но надо заставлять себя писать – любую ерунду. Мозг – это механизм, мышца, которую надо тренировать. Потом вернешься в начало и перепишешь, но главное – пиши, тренируй мозг так же, как тренируешь тело.
Вы любите переписывать?
Ненавижу. Но если надо – делаю. На самом деле, я пишу разные драфты в голове на этапе придумывания, это своего рода чертежи, планы истории. Поэтому когда записываю сценарий в компьютер, то это, как правило, уже далеко не первый вариант. Для меня сценарий – это как дом. Было бы очень странно перестраивать уже созданный дом, а не заранее прорабатывать его архитектуру на чертежах.
Говорят, сейчас изменился запрос аудитории, индустрия начала искать все смешное и наивное.
Комедии искали всегда. Лично я никогда не пишу специально под запросы аудитории. Пишу только о том, что чувствую, и иногда это попадает в зрителя, как я надеюсь. Сейчас у меня в разработке есть и ужастик, и комедия. Мне кажется, невозможно мониторить общественное мнение, нельзя спрогнозировать успех и тренд. Предугадать можно только одно: выстреливает всегда что-то принципиально новое. Например, «Аватар». Или, когда выходит фильм с какой-то новой правдой. Например, таким проектом был «Глухарь». Мы показали людям, что на тот момент взятки в милиции были частью жизни, самой обычной и нормальной. И зритель был удивлен, что видит это с экранов: «Нам показали то, что есть на самом деле? Круто!».
Вы ставите себе задачу найти эту новизну?
Стараюсь. Но на этом поприще многие впадают в заблуждение. Например, ищут новую форму откровенности и показывают беспорядочный секс, порочные связи и так далее. Видимо, авторы думают, что чем больше грязи нальют, чем ярче покажут разврат, тем это будет больше похоже на правду. Хочется сказать: ребята, может быть, в таком разврате живете только вы, а для большинства людей – это вовсе не реальность. Ошибочно считать, что циничность и откровенность – это запрос общества. Я думаю, что людям все же нужно что-то доброе и хорошее. Все это приведет к тому, что новым откровением станет обычная доброта. Кто-то снимет новый «Служебный роман», и все ахнут: «Боже мой, нигде такого не было! Вот это откровенность!».
Какие проекты коллег похвалите?
Я мало смотрю. Нет времени. Недавно познакомился с сериалом «Хрустальный». Мне понравилось!
В чем свежесть фильма «Тень. Взять Гордея»?
Это светлая история про хорошего человека, который выбрал непростую жизнь контрразведчика. Герой должен бороться с темной стороной людей и при этом не потерять себя. Сейчас это важно. Многие сталкиваются с тяжелыми вещами, с ненавистью, злобой вокруг, при этом им важно оставаться самими собой. Кроме того, у нас получилось по-настоящему увлекательное кино!
Фото: Илья Куликов, кинокомпания LEGIO FELIX