Автор и режиссер хитов «Майор», «Дурак», «Завод» и других картин Юрий Быков провел творческую встречу с гостями Международного кинофестиваля «Золотой Абрикос» в Ереване. В Армении Юрий Быков оказался не только в качестве приглашенного гостя фестиваля, но и как актер – сейчас Юрий снимается в сериале «Последователи» в армянском городе Дилижане. TV Mag побывал на встрече Юрий Быкова и узнал подробности его нового проекта и планах на будущее.
О съемках в Армении в сериале «Последователи»
Мне предложили сыграть роль в этом сериале, и я согласился, потому что у меня как раз было время, пауза до запуска моих режиссерских проектов. По натуре я не артист, не могу этим заниматься на потоке, хотя самое первое образование у меня актерское. Но я неплохо играю роли второго плана, поэтому пару раз сняться – почему бы и нет? Кроме того, мне симпатична роль и сама фигура режиссера сериала.
О новом фильме «Памятник»
Моя новая режиссерская работа будет называться «Памятник». Герой – мужчина, который получает госзаказ. Он должен сделать памятник на определенную фигуру. Это человек андеграундный, но ему надо как-то жить, помогать близким. В это же время он встречает девушку, которая, по сути, является системным человеком. Перед ним стоит выбор: сделать этот памятник, пойти навстречу девушке, или остаться верным самому себе, но одиноким. Пока не знаю, с кем буду делать этот фильм. Может, даже сниму на айфон. Слишком сложная тематика.
Про питчинги и привлечение продюсеров
Я никогда не участвовал в питчингах, мне повезло. В мировой авторской культуре есть такое понятие, как кредит доверия. За две картины я сколотил себе багаж. Поэтому, когда мой фильм «Майор» вошел в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, мне уже, в принципе, не надо было участвовать в питчингах. В начале пути я попал под крыло Алексея Учителя, и у меня сформировалось архаичное, несовременное восприятие процесса создания кино – нахождения денег, привлечения продюсеров. А питчинг – современная форма привлечения инвесторов и продюсеров.
Про поиски денег на фильмы
Я обычно пишу сценарий, даже не думая, с кем из продюсеров буду его делать. Мне важно написать историю. Я знаю, что я ее запущу. Если не с продюсером, то сам сниму на айфон. У меня такая позиция. Я не ищу деньги, я ищу смысл. В современном мире это не принято, сейчас более практичный подход: время – это деньги. Ты можешь потратить время на написание сценария, а можешь – на детей, на девушку и т. д. Я устроен по-другому. Мне важен замысел. Я не практичный человек.
О лаконичных названиях
Не у одного меня такие названия в одно слово. Например, у Андрея Звягинцева тоже: «Возвращение», «Левиафан», «Елена», «Нелюбовь». Наверное, это что-то ментальное. Хочется громоздко, четко и внятно объединить в одном слове темы фильма. Я самоучка и достаточно инстинктивно делал свои первые работы в кино, мне проще было называть первые свои ленты одним словом. Когда я понял, что это уже сложившееся явление, то дальше для меня это уже стало обязательной фишкой – найти название для нового фильма в одно слово. Наверное, одно из самых удачных названий раннего периода – это «Майор». Вроде бы это наименование чина, но в результате просмотра зритель, надеюсь, понимает, что в названии заключен оксюморон.
Об атмосфере на площадке и фильме «Хозяин»
Атмосфера на съемочной площадке никогда не определяет конечного результата. Как известно, великая картина Андрея Тарковского «Сталкер» сделалась ценой разрыва отношений Тарковского почти со всей индустрией. Он три раза переснял картину с тремя разными операторами, перессорился со всей группой, его после этой картины ненавидели все. Но картина – великая… Атмосфера создается непонятно чем. Наверное, замыслом, который вообще от тебя не зависит. Он на тебя спускается.
Моя последняя картина «Хозяин» о тупике насилия на площадке вообще развалилась. А по результату, смотрю – ничего, хорошо. Почему развалилась? Мне очень хотелось привлечь к съемкам молодых ребят. Я привлек, но мы не нашли общего языка. В какой-то момент я упустил вожжи, и картина развалилась с точки зрения взаимодействия с людьми на площадке. Мне пришлось натянуть удила и взять в руки все то, что я ранее делегировал.
О будущих проектах и внутреннем спокойствии
Ближайшие годы мне есть чем заняться. Есть авторские проекты, есть сериальные. А дальше – посмотрим. Для меня важно – создавать. Даже больше, чем показывать. Сейчас, я думаю, нужно сохранять внутреннее спокойствие для того, чтобы доделать то, что наметил.