В 250 кинотеатрах страны идет фильм «Асса» Сергея Соловьева. Повторный прокат картины с культовым музыкантом приурочен к юбилею Виктора Цоя. 21 июня ему исполнилось бы 60 лет. TV Mag рассказывает, почему важно посмотреть кино именно сейчас.
К 60-летию Виктора Цоя «Мосфильм» выпустил в повторный прокат по стране фильм «Асса» с участием легендарного музыканта. Кинокартина Сергея Соловьева стала культовой в годы перестройки, фактически легализовав музыку прежде непризнанных официально групп «Аквариум», «Кино», «Браво», «Союз композиторов». «Асса», возможно, не была первым фильмом, где в центре повествования оказалась неформальная молодежь – раньше появился, например, документальный «Рок» о звездах Ленинградского рок-клуба и художественный «Взломщик» с Константином Кинчевым в крупной роли. Но по ряду причин именно Соловьев сумел выплеснуть на экран тот дух перемен, который привел к глобальному слому эпох. И Цой в эпилоге фильма воплотил этот дух со всей сокрушающей мощью.
«Сейчас, наверное, трудно представить тот эффект разорвавшейся бомбы, который произвела "Асса" в прокате. Арт-объекты, рок-музыка, отрывки из книги Эйдельмана, невероятные диалоги и монологи. Все это было объединено гением Соловьева в единую симфонию с невероятно точным и ярким финалом – песней "Перемен" в исполнении Виктора Цоя. Восемь месяцев фильм шел по всей стране с огромным успехом – сейчас нам трудно представить кино, которое не будет сходить с экранов в течение такого периода. И сегодня, уверен, "Асса" во многом не потеряла своей актуальности и свежести и привлечет внимание уже нового поколения, а для многих станет арт-открытием», – говорит Иван Кудрявцев, директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое Телевидение», один из инициаторов повторного проката «Ассы».
До выхода «Ассы» Цой уже был одной из ключевых фигур советской рок-музыки. Магнитоальбомы его группы «Кино» шустро распространялись по стране нелегальными сетями дистрибьюции, записи выходили даже на «тлетворном» Западе стараниями американки Джоанны Стингрей, жены гитариста группы Юрия Каспаряна. Группа регулярно играла на фестивалях Ленрокклуба и подпольно – на квартирниках. Цою достаточно было сказать паре фанатов, что «Кино» бесплатно выступит в Зеленом театре ВДНХ в Москве, чтобы в назначенный день там собралась толпа жечь огни под великий гимн «Перемен». Съемки финальной сцены фильма превратились в языческий ритуал, коллективный обряд отречения от старого мира – и сложно было бы придумать лучшего претендента на роль верховного шамана, чем Цой.
После шумного успеха «Ассы» к музыке Цоя наконец обратилась официальная культура. На единственной советской фирме грамзаписи «Мелодия» спешно выпустили пластинки «Кино», группе был дан зеленый свет на гастролирование по стране, Цой снялся уже в главной роли в фильме «Игла» Рашида Нугманова – и был признан лучшим актером года, по мнению журнала «Советский экран». Остаток своей недолгой, но очень яркой жизни он провел в статусе главной суперзвезды СССР. До нынешнего времени на постсоветском пространстве не появилось ни одной фигуры такого удивительного масштаба. А благодаря своему универсальному смыслу песня «Перемен» остается актуальной и сейчас. Ведь всякие перемены – к лучшему.
Смотрите фильм «Асса» на большом экране – в прокат фильм вышел в 250 кинотеатрах страны.
Фото: кадры из фильма