Реалити – жанр вроде как довольно молодой. Впервые что-то похожее появилось на ТВ на заштатном европейском канале в 1999 году. Речь идет о проекте «Большой брат», название которого стало мемом. Никто и подумать не мог, какая огромная аудитория будет с нетерпением ждать каждого следующего выпуска, как горячо будут обсуждать происходящее на экране. Лицензию на формат приобретали другие телеканалы за огромные деньги. Двадцать лет спустя на нашем ТВ – десятки реалити-шоу абсолютно любых форматов. Кулинарные и семейные. Про беременность и роды. Про секс. Про сложные взаимоотношения с детьми и родственниками. Про похудение и радикальную перемену стиля. Вокальные, танцевальные, интеллектуальные – продолжать можно бесконечно.
Почти каждую неделю телеканалы обновляют списки актуальных кастингов. В каждой из анкет перечислены требования к потенциальным участникам; да вы наверняка сразу понимаете, ваша ли это история. Особенно если речь о каком-то узком и специфическом проекте, таком, например, как «Я стесняюсь своего тела» или «Беременна в 16». Но если проект интересный, а конкурентов ожидается много, то вот что может выделить вас в их числе.
УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ КРАСИВО
Очень маловероятно, чтобы человек, который не может связать двух слов, стал запоминающимся героем реалити. Его ведь должны слушать с удовольствием. Яркий персонаж и говорить должен ярко, особенно перед камерой – это закон жанра. Внутренняя энергия, «огонек» участника проявляются не только в его поступках, но и в речи. Если у «соискателя» мало энергии, если интервью он явно не тянет, даже рассказать о себе первым ничего не может, ожидая, что его наведут, отвечая только «да» и «нет», – его не выберут. Напротив, у потенциального героя, который вещает активно и с энтузиазмом, куда больше шансов попасть на проект – после первой же беседы специалисты, занимающиеся отбором, делают себе пометку: «говорит без вопросов».
СООТВЕТСТВИЕ ФОРМАТУ
Пожалуй, это единственный критерий, которому можно либо соответствовать, либо не соответствовать. Но самое интересное, что заранее вы этого можете и не знать, особенно когда речь идет о широкоформатных шоу. Бывает, что психологам и другим специалистам, которые занимаются отбором на проект, продюсеры ставят задачу: отобрать 16 психотипов и показать совершенно, абсолютно разных людей. Предполагается, что так каждый зритель сможет найти героя «по себе», следить за ним с интересом – и рейтинги шоу вырастут. Конечно, стопроцентное попадание в какую-то категорию – это утопия. Но если создатели проекта задумали показать экстремальное похудение девушек с весом в полтора центнера, а вас всего лишь не устраивает ваш 46-й – вас, скорее всего, не возьмут. Равно как и в диких условиях затерянного острова куда веселее наблюдать за домохозяйкой и офисным хлюпиком, нежели за чемпионом по спортивному ориентированию.
НЕВОЗМУТИМОСТЬ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ
Кастинг на любое реалити-шоу состоит из многих этапов. Особенно если речь о крупных проектах вроде «Голоса» или «Последнего героя». Там желающих десятки тысяч. Далее в работу обязательно включается психолог. Его задача – не только отобрать разные и запоминающиеся психотипы, но и отказать тем людям, для кого участие в реалити может обернуться слишком сильными переживаниями, а то и психологическими проблемами. Ведь любой популярный телепроект – это и про стресс тоже: его будут обсуждать, комментировать, яростно критиковать в соцсетях. Кому-то это может принести слишком уж негативные переживания, а последствия могут быть непредсказуемыми.
УМЕНИЕ БЫСТРО ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ
Не бойтесь перемен! В отборе участников для реалити есть незаметная грань. Для интересной и особенно экстремальной программы не подойдут стопроцентно невозмутимые люди. Это просто будет пресно и неинтересно. Важно не слишком бояться эмоций, которые будут возникать на следующих этапах отбора. Участники могут оказаться вдали от дома, в отрыве от привычной среды, без своего круга общения, а иногда даже без возможности свободно передвигаться. Нагрузка на психику растет, и важно давать сомнениям и переживаниям адекватный выход – это обязательно будет замечено.
ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ
Есть люди, равнодушные к реалити, а есть те, кто не пропускает ни единого выпуска, да еще и обсуждает потом увиденное в Сети. Кому-то и в голову не придет отправиться на кастинг – даже если за это обещают крутое путешествие и бесплатный ремонт (ну и что с того, что это увидит вся страна?). А бывает, что попадание на какой-либо проект становится чуть ли не целью. И это ваш козырь! Телевизионные психологи признаются: даже «средненький» кандидат, страстно желающий во что бы то ни стало пройти кастинг и делающий для этого все возможное, в большинстве случаев «выстрелит» лучше, чем даже на сто процентов попадающий по нужным характеристикам, но не так уж и заинтересованный. Пламенность – она считывается сразу. И очень приветствуется!