Недавно кинокомпания «Марс Медиа» приступила к съемкам 12-серийной исторической драмы по заказу Первого канала. Продолжение сериала про ярчайшую российскую императрицу носило название «Великая. Фильм второй», однако сейчас у проекта появилось официальное имя – «Великая. Золотой век».
Масштабный исторический проект снимают во дворцах, особняках, парках Петербурга и Ленинградской области. К тому же часть съемок проходит на уникальном корабле «Полтава», воссозданном по историческим чертежам без использования гвоздей.
В главных ролях целая плеяда звезд российского кино: Елизавета Боярская, Антон Хабаров, Алексей Морозов, Павел Ворожцов, Алексей Филимонов, Игорь Гордин, Василий Реутов, Софья Синицына, Филипп Ершов, Илья Гришин.
Елизавета Боярская рассказала TV Mag о том, как проходят съемки, что ей помогает в работе и какой актриса видит императрицу Екатерину Великую.
Проще ли вам сниматься дома, в Петербурге?
Конечно, наши съемки невероятно красивы. Мы снимаем не в павильонах, и возможность показать зрителям исторические интерьеры бесценна. И конечно, уникальная возможность пройти по дворцу, когда там нет туристов, дает ощущение кинопривилегии, скажем так. Это, безусловно, очень красиво, роскошно, торжественно, но в то же время ужасно одиноко. Когда идешь по этим пустым коридорам, понимаешь масштаб зданий и чувствуешь себя в них одиноко. Это точно помогает в моей работе. Но главная помощь – от режиссера, а не от стен.
Для вас как-то изменился образ Екатерины Великой, когда вы начали работать над ролью?
Наверное, никак. Ведь есть некое представление об исторических личностях. Условно говоря, штамп, созданный грубыми красками, определения, шаблонами. Мне кажется, кого бы ни брали, самые противоречивые – это большие исторические личности. Но в любом человеке одновременно сочетаются сила и слабость, добро и зло, страх и смелость. Вся суть актерской профессии как раз в том, чтобы искать такие черты. Ведь именно такой – живой, сложный человек интересен. И мне самой интересно размышлять о такой Екатерине.
А образ – это памятник. Такой, как стоит перед Александринским или Пушкинским театром, как изображен на портретах Екатерины.

В проекте задействовано более 560 исторических костюмов, которые были сшиты и взяты напрокат в Испании и Чехии, изготовлено 340 париков
Меняется ли самоощущение, когда вы надеваете корону или берете в руки императорские символы?
В первую очередь исторический костюм, грим, парики диктуют особую пластику и очень влияют на самоощущения. У тебя совершенно по-другому живет тело. Как минимум уже не можешь сесть нога на ногу, ссутулившись или облокотившись на локти. Ты уже не будешь торопиться, поскольку появляется немного другой, размеренный ритм в шагах, в речи. Все меняется, когда ты в таком костюме, обуви, в парике, а рядом с тобой коллеги-актеры в таких же образах. Даже сами манеры галантного века, пластику диктует именно костюм и парик.
Если можно сравнить различные исторические сериалы, то по каким критериям вы бы это делали?
Конечно, я смотрела сериал с Эль Фаннинг и считаю, что он суперкрутой. Мне он безумно понравился. Они выбрали такой смелый жанр и настолько свободно в нем существуют. Это альтернативная и интересная версия, очень талантливая, смелая. Уверена, что для артистов работать в таком жанре – сплошное наслаждение. Видела частично и версии Первого канала, и «России 1», когда их показывали по телевидению.
Знаете, так получилось, что я играю роль Елены Андреевны в «Дяде Ване» Чехова сразу в двух театрах. В родном Малом драматическом театре в Питере и в Театре Наций в Москве. И это два абсолютно разных спектакля, несмотря на то что одна пьеса. И Елена у режиссера Додина у меня совсем другая, нежели Елена у режиссера Брауншвейга. Все всегда зависит от режиссера, от акцентов, которые он хочет расставить, от темы, которую выбирает главной, от его взгляда на историю и с внутренней, и с визуальной точки зрения.

В масштабных сценах будет задействовано более 2000 актеров массовки
То же самое с Екатериной. Да, мы рассказываем историю одну и ту же: что были восстание Пугачева, княжна Тараканова, сложные отношения с сыном, фавориты. Была оспа, чума в Москве. Но это будет взгляд именно режиссера Сергея Гинзбурга и определенной компании артистов.
Я всегда стараюсь тщательно готовиться к съемкам, особенно если речь идет об исторической личности: книги, фильмы, письма, дневники – все это необходимая пища для подготовки. И так как она длится уже год, со стороны теории я подкреплена. Но скажу честно, наверное, именно потому, что Екатерина – фигура, к которой уже не раз обращались в кинематографе, как в российском, так и в мировом, хочется максимальной безответственности и полета фантазии. Факты, точность и ясность событий уже давно изложены на бумаге и в документальных фильмах. Нам интересен в целом образ Императрицы, Матушки, матери, женщины. Исторические события скорее фон, нам хочется сосредоточиться на личности, пофантазировать, какова же природа женщины, ставшей одним из самых заметных правителей России, нуждающейся в любви и соратничестве, нежной и порой несправедливой матери.
О ЧЕМ РАССКАЖЕТ «ВЕЛИКАЯ. ЗОЛОТОЙ ВЕК»
1763 год – первый после коронации Екатерины. Власть в ее руках, но, заняв трон, его необходимо удержать. Молодой императрице предстоит убедиться в том, что второе намного сложнее, чем первое, и только через десять лет она сама по праву назовет себя Самодержицей Всероссийской.
Эти годы будут наполнены не только победами и свершениями, но и поражениями, потерями верных людей, предательством тех, кого она считала близкими, борьбой с дворцовыми интригами и происками врагов из-за границы. Как человек широкого мировоззрения и образования, она быстро поняла, что только справедливая, но строгая ко всем подданным власть способна сохранить страну, которую внутренние и внешние противники пытаются разорвать на «лакомые куски». Война с Турцией; европейские интриги; заговор с попыткой возвести на престол полоумного Иоанна Антоновича; эпидемия оспы, потом чума в Москве; появление на политическом поле мнимой дочери Елизаветы, княжны Таракановой; Пугачевский бунт – все это, не «убив» Екатерину, делает ее сильнее. И вот уже все послы иностранных держав называют ее Екатериной Великой.
Но только она знает, каких жертв потребовало от нее достигнутое величие. Выбор между «женщиной» и «властительницей» дался ей нелегко. Но она его сделала.
12-серийный фильм «Великая. Золотой век» будет показан на Первом канале в новом телесезоне. Дата премьеры пока не известна.
Фото: Владимир Постнов, Марс Медиа
