Не просто герои: по какому шаблону придумывают образы супергероев
Слово «супергерой», появившееся в массовой культуре в конце 30-х годов прошлого века, стало настолько значимым, что было запатентовано в качестве торговой марки. Авторы комиксов придумали десятки и сотни очень разных персонажей, каждый из которых по-своему уникален, но сложились и общие законы жанра. От Супермена до Хеллбоя, от Чудо-Женщины до Росомахи – у всех персонажей есть ряд параметров, их роднящих. Итак, по какому шаблону создаются сегодня супергерои?
СУПЕРСПОСОБНОСТИ
Действительно, какой же он супергерой, если у него нет какой-то особой силы? Это может быть способность продуцировать молнии и менять климат, умение летать, мгновенно телепортироваться, перемещать предметы силой мысли или воспламенять их. Нередко сверхсила даже не противоречит здравому смыслу: например, герой просто очень вынослив или мастерски владеет боевыми искусствами. Иногда у героя есть какие-то вспомогательные штуки – вроде особых адамантиевых когтей Росомахи или паутины Человека-паука, но суть от этого не меняется.
У некоторых супергероев их сверхспособности врожденные (например, у большинства мутантов – людей Х, но чаще пробуждению силы способствует какое-то событие – переливание крови, укус насекомого, облучение, взрыв, похищение – словом, на что хватит фантазии создателей. Еще одна черта, которая объединяет многих супергероев – тяжелая, сложная судьба до обретения способностей. Ну или, по крайней мере, какое-то трагическое происшествие, которое толкнуло их на путь борьбы.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Супергероями всегда движет чувство справедливости, и все, что они делают, соответствует этой легенде. Разумеется, насилие не доставляет им никакого удовольствия, ну а мотивация совершать подвиги продиктована представлением об общечеловеческих ценностях. Например, Супермен – гуманист до мозга костей, Человек-Паук обеспокоен судьбой родного города, а Бэтмен охвачен желанием отомстить, чтобы все расставить по местам.
ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ И ТАЙНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Подружка человека-паука долго не догадывается, что герой громких газетных заголовков и коллега по офису – одно и то же лицо; люди Х имеют альтер-эго в телах обычных людей – молодых и не очень, дворецкий Бэтмена – единственный, кто знает о его сущности. Каждый супергерой должен вести двойную жизнь. Ни Кларк Кент, ни Питер Паркер, ни Брюс Уэйн не афишировали, кем они являются на самом деле.
КОСТЮМ
Пожалуй, главное в визуальном образе супергероя: без эффектного костюма как поймешь, кто тут самый крутой и готов всех спасти? Все началось с Супермена, которому придумали обтягивающий мускулистое тело спандекс, символ «S» на груди и, конечно, плащ – эдакая вишенка на торте. Костюм получился предельно простым, так что художникам было легко воспроизводить его, но, в то же время, запоминающимся. С тех пор символы на одежде косвенно намекают на сущность персонажа (у Капитана Америки одежда в цвет американского флага, у Человека-Паука – паутина, а у Бэтмена на груди нарисована летучая мышь). Маски, скрывающие глаза, также являются частым атрибутом, в особенности если герой ведет двойную жизнь (исключение – Супермен). Иногда стереотипные детали супергеройского костюма пародируются – как, например, в «Дэдпуле».
ВРАГИ
Злодеи, с которыми борется супергерой – обязательный атрибут. Это могут быть рядовые преступники или могущественные персонажи, замышляющие нечто очень масштабное и вместе с тем очень плохое. Любопытно, что враги либо напоминают в чем-то самого супергероя (Саблезуб против Росомахи), либо являются полной противоположностью (Бэтмен и Джокер). Важно, что враги ничуть не уступают в силе своим оппонентам, а иногда и превосходят их. Но добро, конечно же, все равно побеждает зло в финале.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Ничто человеческое супергероям не чуждо и, конечно, почти у каждого атлетичного красавца, спасающего мир по ночам, есть подруга сердца или даже законная супруга. Она совсем необязательно обладает сверхспособностями, и вообще может быть самой обычной земной женщиной, но, значит, есть в ней какая-то изюминка, раз на нее запал такой выдающийся персонаж!
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ – МЕГАПОЛИС
Супергерой появился в новом индустриальном обществе; его родина – Америка. Немудрено, что он спасает мир не в деревне, а в большом городе, где концентрация людей и событий, как позитивных, так и негативных, куда как выше. Да и читателям/зрителям это гораздо интереснее.
***
Остается добавить, что американский супергерой – он почти такой же шаблонный и узнаваемый, как и наш русский сказочный богатырь. Он именно поэтому и узнаваем, именно за это его образ любит публика, ведь радикально другого героя могут и не принять, не полюбить. А еще супергерой – это не просто красивая картинка; для США, страны молодой и без многовековой собственной истории, он стал проводником важных культурных ценностей, в противовес преступности, безработице, унынию, нестабильности, жестокости и несправедливости в обществе. Такой остается его роль и по сей день.