Тогда казалось, что можно все, хотя завтрашний день мог стать последним: 90-е пронеслись через нас как форменное сумасшествие, даруя то открытия, то тотальную депрессию. Гриша выбрал первое и с товарищами стал снимать модные клипы для крутых исполнителей, но настоящие испытания в творчестве пришли потом. Как именно ему удалось выжить, расскажет стартующая 5 января эпохальная комедия «Клипмейкеры».
СУТЬ ДЕЛА
Кажется, что лютые 90-е с каждым годом по мере удаления в историю кажутся все страшнее. Но принято думать, что они были тяжкими только для обычных людей: нечего есть, страшно выходить на улицу, боязно думать о будущем. Зато была и тонкая, но бойкая элитная прослойка – безудержные пионеры нового медийного пространства, которые переписывали историю экранно-изобразительного искусства. Эти задорные модные клипмейкеры по влиятельности могли сравниться с топовыми политиками, а их работы становились самыми просматриваемыми видео. Казалось, уж этим касатикам в конце века оставалось только кайфовать да бабла наживать и в шампанском купаться? Но не все так однозначно.
Гриша и его товарищи пришли в шоу-бизнес с одной целью – безоговорочно завоевать этот мир и стать крутейшими производителями клипов. Общение со звездами, сумасброднейшие гулянки, реки дорогих напитков, море иных удовольствий, знакомства с невероятными людьми и невообразимые съемки – это только часть правды. С другой стороны, каждому в этой креативной молодой группе то и дело грозит опасность от контуженных бандитов, условия работы постоянно меняются, не говоря о других внезапностях. А главное – завтра может быть настолько не похожим на сегодня, что лучше как можно отчаянней прожигать эту конкретную секунду.
СОЗДАТЕЛИ
Для российского кино-теле-видеомира Григорий Константинопольский слыл уникальным человеком уже довольно давно. Его карьера длится уже 37 лет, и при этом как режиссер он по-настоящему прославился, пожалуй, в последние полторы декады. Нынешняя картина станет для московского творца самой личной, и дело тут не только в том, что главного героя зовут Гриша Византийский. Как известно, все 90-е он был топовым клипмейкером: ролики для песен Аллы Пугачевой, «Машины времени» и других суперзвезд эстрады многие пересматривают до сих пор. Со временем клипы стали не так важны, и Константинопольский плавно перешел к большому кино, сходу сумев опровергнуть избитый стереотип про «клипмейкеры только всякий ширпотребный экшен снимать умеют».
Практически всю дорогу в кино столичный режиссер снимает сатиру, в той или иной степени обыгрывающую темы элиты и неоднородности современного общества. На этом был воздвигнут его первый большой фильм «Восемь с половиной долларов», особым образом прославивший Ивана Охлобыстина. Уже в новом веке особенно запомнились «Кошечка» и «Самка», а также мини-сериалы «Пьяная фирма» и «Мертвые души». Особой строкой необходимо отметить два шедевра Константинопольского – драму «Гроза» и безумную трещ-комедию «Русский бес», которую принято считать более чем достойным ответом «Американскому психопату».
К слову, «Клипмейкеры» – фильм не только о молодых улетных годах Константинопольского, но и о других прославленных персонажах времени. Среди главных героев можно отчетливо разглядеть актеров, писателей, певцов, а многие из второстепенных героев выступают уже под реальными именами – например, Богдан Титомир и Армен Петросян. Важно вспомнить, что в этот раз, как это часто бывает с крутым, но нестандартным кино в России, его продюсером выступил несравненный Сергей Сельянов. Как мы помним, его компания «СТВ» снимает массу народных фильмов, начиная с культовых работ Алексея Балабанова.
ЗВЕЗДЫ
Сыграть специфичного протагониста в «Клипмейкерах» доверили Александру Горчилину, известному массой максимально смелых ролей. Все началось с фильмов Кирилла Серебренникова, а конкретнее – с крайне противоречивой роли в «Ученике» и важного персонажа в «Лете». Не менее сильные впечатления оставили и «Псих» с «Кто-нибудь видел мою девчонку?».
Важную роль бондарчукоподобного продюсера изобразил Александр Кузнецов – редкий русский актер, вполне успешно в наши времена пробовавший себя в зарубежном кино. Впрочем, «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» и уж тем более «Мой легионер» в нашей стране видели далеко не все. Пока еще он лучше известен по сериалам. Среди них – «Лучше, чем люди», «Ненастье», «БИХЭППИ» и, разумеется, забросившие его на пьедестал «Содержанки», где Александр сыграл натурального содержуна. В последние годы Кузнецов снимается в разном, но неизменно значимом кино, где особняком стоит «Сердце пармы», хотя и «Братство» с «Кислотой» упускать не стоит.
Помимо указанных выше, важные роли исполняют и другие востребованные граждане. Мария Шалаева стала кем-то вроде Авдотьи Смирновой, Роза Хайруллина выступила в образе пани Брони, а опытный в бандитских киноделах Владимир Епифанцев фактически изобразил все 90-е в одном лице. Ну и нельзя забывать о Никите Преснякове, сыгравшем своего отца Владимира Преснякова.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ
Исторически-авангардное кино в наше время важно само по себе. В подобных фильмах есть нечто большее, чем попытки просто в очередной раз переосмыслить полное проблем последнее десятилетие прошлого века. В тот период было немало примет, перекликающихся и с современной Россией, но такой безудержной и почти шизофренической творческой свободы мы, пожалуй, никогда больше не видели.
Верно нарисованное время свободы и опасности + фирменный стиль маэстро Константинопольского = непременно посмотреть.
Фото: кинокомпания СТВ