В четверг, 6 октября, в российских кинотеатрах начинают показывать немецкую музыкальную мелодраму про ритмы уличных танцев «Флай: Танец свободы». Это вдохновляющая история про дружбу, любовь и внутреннюю свободу, рассказанная в танце, за постановку которого в фильме отвечали личный хореограф Мадонны, хореограф саги «Шаг вперед», Cirque du Soleil и член жюри «Танцев» на ТНТ.
О ЧЕМ ФИЛЬМ
Бэкс своевольна и независима. Однажды оступившись, она оказывается в тюрьме, в которой танец – самый быстрый путь к свободе. Там Бэкс попадает в тусовку уличных танцоров и находит свою любовь. Смогут ли эти бунтари и одиночки объединиться, чтобы стать лучшей брейк-данс командой Берлина и реализовать свою мечту?..
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ
Музыкальную мелодраму в духе танцевальной саги «Шаг вперед» создала режиссер Катя фон Гарнье, которая, кажется, чаще других в немецком кино берется за подростковую тематику со всеми вытекающими – бунтарством, строптивостью и вместе с тем романтикой и ранимостью. Ее фильм «Бандитки» (1997), который принес Кате фон Гарнье первый заметный успех и стал классикой для многих молодых женщин, безжалостно раскритиковали рецензенты-мужчины. Правда, к 20-летию музыкального роуд-муви на Берлинском кинофестивале – 2019 был устроен спецпоказ «Бандиток», и критики уже реабилитировались, издав свои статьи в совершенно иной тональности и отмечая, что тогда, в 1997, скорее всего, фильм был просто не понят.
Но Катя фон Гарнье продолжила снимать в той же колее: кинокартины трилогия «Восточный ветер», «Кровь и шоколад» тоже стремятся затронуть некоторые аспекты молодежной проблематики. И нынешнюю премьеру – «Флай: Танец свободы» (Fly) – можно отнести в ту же копилку.
Примечательно, что именно с «Бандитками» перекликается «Флай: Танец свободы»: Катя фон Гарнье позвала во «Флай» исполнительниц главных ролей из той истории про женскую рок-группу в тюрьме – Катю Риман, Ясмин Табатабай и Николетт Кребиц. И пусть в современной киновариации про трудных подростков актрисы не совсем на первом плане, зато стремление режиссера к преемственности выглядит весьма трогательным.
Съемки проекта «Флай: Танец свободы» проходили в основном осенью 2019 года в Берлине и были завершены перед самой пандемией. Танцевальные номера в картине ставили личный хореограф Мадонны Яман Окур, а также хореограф Cirque du Soleil и нескольких частей саги «Шаг вперед» Филипп Пакман Чбиб, который однажды даже доехал до России, где стал приглашенным судьей в третьем сезоне шоу «Танцы» на ТНТ.
При этом режиссер Катя фон Гарнье отмечала, что идея фильма разрабатывалась вместе с The Flying Steps – берлинской танцевальной студией, добившейся мировой известности благодаря своим сумасшедшим танцевальным шоу и спектаклям. К слову, некоторые танцоры из The Flying Steps засветились и в фильме «Флай: Танец свободы».
«Прежде чем у нас был сценарий, мы поговорили с танцорами, и после этого мы поняли кое-что главное. Многие из ребят преодолели свои собственные ограничения с помощью танца, в смысле танца как стратегии выживания. Так, один из парней рассказал, что раньше у него были трудности с речью и он смог преодолеть их с помощью танца. И это нам помогло в понимании того, о чем мы хотим рассказать».
АКТЕРСКИЙ АНСАМБЛЬ
Каст проекта вышел разношерстным, поскольку в главных ролях и в эпизодах задействованы как профессиональные актеры, так и исключительные танцоры хип-хопа и фристайла, и для многих из них съемки в кино стали дебютными. На первый план фильма выдвинуты актриса Свенья Юнг («Чертов Берлин», «Центр моего мира») и Бен Вихерт, немецкий танцор, хореограф и начинающий актер («Муха»).
Одного из хулиганов, пытающихся вернуться к нормальной жизни, сыграл Маджид Кессаб. Курд по национальности, он переехал в Германию с семьей, когда ему было три года. Главным вдохновителем в своей жизни Маджид считает отца, который поверил в него (отец и сам занимался национальными танцами на родине). Сейчас ему 29, он чемпион мира по хип-хопу, является одним из лучших танцоров в мире и владеет танцевальной школой. Но талант Маджида уже давно востребован за пределами танцевального сообщества. В 2013 году он поставил и разучивал танцевальную сцену со своим кумиром Лионелем Месси в рекламе Qatar Airways, за которой последовал его актерский дебют в немецком сериале Crews & Gangs. Его второй актерской работой стала как раз роль в фильме «Флай: танец свободы». Кстати, в 2015 году он даже посетил фестиваль уличных танцев в Самаре как тренер, признавшись тогда, что это был его первый преподавательский опыт за границей.
Также в картине «Флай: танец свободы» появятся танцоры Юи Кавагути, умело сочетающая плавные движения современного танца с фрагментами классического балета; Вилли Хэм, некогда вдохновленный движениями Брюса Ли и считающийся отменным мастером бибоинга; Лувам Лулу Рассом, которая с такой легкостью и грацией вращается в воздухе, что можно подумать, что законы гравитации на нее совершенно не действуют; Кристиан Цахарас, известный своей уникальностью в области танцевальной импровизации; Себастьян Ягер, один из самых опытных актеров среди чемпионов мира по брейк-дансу; Дженнифер Фрайтаг-Праксмарер, успевшая поработать хореографом и выходившая на сцену в танцевальной группе у таких знаменитостей, как бывший солист легендарной группы Modern Talking Томас Андерс, скрипачка Ванесса Мэй и др.
ОЖИДАНИЯ
В 1997 году Катя фон Гарнье создала настоящий кинохит про рок-группу, организованную в тюрьме в рамках реабилитационной меры. Теперь, почти четверть века спустя, режиссер меняет музыкальный коллектив на танцевальную труппу, но которая тоже собирается в рамках программы ресоциализации. Идея сюжета, замешанного на каком-то виде искусства как пути сопротивления, воссоединения или взросления, не нова. И здесь Кате фон Гарнье не удалось избежать всевозможных клише, поверхностного сценария и практически отсутствия проработки персонажей, кроме главных героев. Любой зритель, кто знаком с подобного рода историями, сможет без труда предсказать все скудные сюжетные перипетии танцевальной мелодрамы и ее финал.
Впрочем, авторы и не обещали выпустить философский трактат. По словам создателей картины, «Флай» – это сказка о возрождении и становлении в ритме городского танца, в которую хочется верить. К тому же посредственное кинолибретто окупается феерически поставленными танцевальными сценами и не менее изысканной и фантастической операторской работой. Не первый раз сотрудничающий с Катей фон Гарнье мастер объектива Торстен Бройер смог запечатлеть хореографию с немыслимых ракурсов, которые дают полное ощущение полета, а не просто танца.
Также впечатляет и то, как актриса Свенья Юнг смогла подготовиться к роли: в кадре она совершенно не уступает профессионалам-танцорам. С другой стороны, диалоговые сцены сразу напоминают более поздние части саги «Шаг вперед»: разрыв между актерским талантом и танцорами, у которых мало или совсем нет актерского опыта, довольно-таки сильно бросается в глаза.
Одним словом, музыкальная мелодрама «Флай: танец свободы» не является чем-то исключительным в жанре танцевального кино, но в нем достаточно трогательных, необходимо динамичных, резвых и захватывающих моментов, которые помогут не затеряться работе Кате фон Гарнье в массе похожих киноисторий.
Фильм «Флай: танец свободы» в российском прокате – с 6 октября.
Фото: Studiocanal