Что нужно для гениального фильма? Да это и так ясно – хороший бюджет, классный сюжет, топовый режиссер и звезды в кадре. Достаточно ли этого для шедевра? Конечно, нет: и если вам непонятно, что еще понадобилось трем гигантам испанского кино для успеха, все расставит по местам творческо-производственная комедия «Главная роль», что выходит в российский прокат 30 июня.
СУТЬ ДЕЛА
Отметив 80-летний юбилей, фармацевтический магнат Умберто Суарес внезапно расстроился от мысли, что публика воспринимает его как «пошлого миллионера», и вознамерился в преклонные годы оставить свой след в истории. Понимая, что кино – наследие вечности, он решил снять фильм высшего уровня и не пожалел денег, чтобы получить все лучшее. Казалось бы, о чем еще можно мечтать, когда уже куплены права на экранизацию фильма нобелевского лауреата о драме двух ненавидящих друг друга братьев, снимать взялась моднейший режиссер Лола Куэвас, а на главные роли поставили драматического актера Ивана Торреса и знаменитого на весь мир почетного плейбоя своей киноэпохи Феликса Риверо?
Но стоило всем трем звездам сойтись на площадке, как начала выявляться главная проблема любого навороченного фильма – его же надо каким-то образом снять, а не просто замыслить. А для этого надо, чтобы очень концептуальная режиссер донесла свои инвазивные и странноватые методики до актеров. А актеры должны перестать постоянно соперничать, выясняя, кто из них способен пронять зрителя до глубины души. А самой сеньоре маэстро надо меньше думать о постоянных попытках зацепить обоих исполнителей и выходках в духе соблазнения дочери главного спонсора фильма. И если на прогонах вся троица героически держится, хотя каждый просто с ума сходит от своей исключительности, то к началу съемок обстановка достигает по-настоящему взрывоопасной черты.
СОЗДАТЕЛИ
Если вам иногда кажется, что все испаноязычные режиссеры напоминают либо Альмодовара, либо Дель Торо, это не более чем стереотип. Но некоторым и правда неплохо удается перенять мотивы первого из указанных мэтров: аргентинскому тандему Мариано Кон – Гастон Дапра это удалось. И хотя они снимают уже четверть века с лишним, знаменитость пришла к мужчинам из Буэнос-Айреса только 14 лет назад. Фильм «Художник» не просто прославил их по ту сторону Атлантического океана, но и задал мотив их дальнейшему жанровому направлению – творческо-организационной комедии.
Вскоре вышел не такой уж веселый «Сосед», за которым последовал «Дорогая, я куплю сигареты и вернусь», а за ним триумф имени «Почетного гражданина»: этот фильм получил «Золотого льва». После выхода «Шедевра» на волне успеха Кон и Дапра взялись за «Главную роль», но начали снимать в самый неподходящий период в нынешнем веке – в феврале 2020 года. Работа над фильмом продолжилась там же, где и началась – в Испании, но уже осенью. По словам Дюпра, многие фильмы показывают, как снимается кино, но они с Коном убеждены, что нет ничего увлекательнее, чем действия актеров в кадре: «Они заставляют нас плакать и смеяться, их работа – вызывать у нас переживания. Фильм исследует эти сложные и необычные отношения, обычно скрытые от глаз публики. Он показывает, как три талантливых человека высекают из зрителей эмоции. И в то же время он обращается к таким важным вопросам, как творческий процесс, профессиональная компетенция, эго и потребность в престиже и признании». Осенью 2021 фильм показали на Венецианском фестивале, а в конце февраля 2022 начали постепенно выпускать в прокат. К настоящему моменту он собрал без малого три миллиона долларов.
ЗВЕЗДЫ
Аналогии с Альмодоваром особенно сильны, когда видишь на экране двух его любимых актеров, которых он обычно использовал не вместе, а по очереди. И все же не покидает ощущение, что Антонио Бандерас играет сам себя – популярного голливудского красавчика, который уже не так успешен как актер даже в родной Испании, но еще стремится выйти из образа заурядного героя-любовника. Лишь отчаянные фанаты кино помнят, как он зажегся в альмодоваровских «Женщинах на грани нервного срыва» и «Свяжи меня!», после чего въехал в Голливуд через «Филадельфию», «Отчаянного», «Четыре комнаты» и «Наемных убийц». И когда казалось, что Бандерас не выйдет из образа Зорро, в 2010-е он вернулся к Альмодовару, сыграв в таких разных «Кожа, в которой я живу» и «Я очень возбужден».
Пенелопа Крус тоже начинала у испанского мэтра в юности и потом же в зрелости к нему возвращалась: можете сами посчитать, сколько времени прошло от «Живой плоти» и «Всё о моей матери» до недавних «Параллельных матерей», а ведь между ними еще было «Возвращение». В США Пенелопу знают как по «Кокаину» и «Готике», так и по «Ванильному небу» и «Эскобару», в которых она играла со своими разными мужьями на разных этапах – Томом Крузом и Хавьером Бардемом. В Европе Крус, помимо кино с ее драгоценным режиссером-наставником, почитают по «Рожденному дважды» и «Не уходи».
Нельзя не сказать пару слов и про третьего участника актерского триумвирата – ветерана аргентинского кино Оскара Мартинеса. Именно он сыграл главную роль в упомянутом выше «Почетном гражданине», а еще ему же доверили ключевой образ в аргентинской адаптации всем известного «1+1».
РЕКОМЕНДУЕТСЯ
Западная пресса от всей души приласкала «Главную роль», отметив в положительном ключе почти все, что только можно отметить в свежем фильме. Киноведам понравились и юморная составляющая, и мастеровитая демонстрация взаимоотношений на съемочной площадке, и, само собой, актерская игра.
Если вам по душе фильмы о производственном аде в экранном творчестве и если вы обожаете Крус и Бандераса, то обязательно сходите на новый фильм Кона и Дапры. Если нет, но вам нравятся ленты про ярких людей – посмотрите непременно.
Фото: «Про:взгляд», Studiocanal GmbH