Сегодня интерес к осмыслению девяностых – один из ключевых для мирового кино, как документального, так и художественного. Два десятилетия – подходящий срок для того, чтобы отрефлексировать воспоминания.
О девяностых снимают драмы с неизбежной криминальной подоплекой, комедии с упором на атрибутику времени или музыку, жанровые аттракционы с детективными или мелодраматическими линиями и т. д. До эфира ТНТ наконец добрался фильм «Батя» – о том, как суровый отец воспитывал своего сына на заре девяностых в России.
По словам продюсеров фильма «Батя» Антона Зайцева из Good Story Media и Гавриила Гордеева, изначально «Батя» был придуман как сериал для мессенджеров с короткими эпизодами по 1-2 минуты, в которых типичный советский батя в трениках поучал своего сына. Пользователи могли бы пересылать эти видео друг другу как мемы и сразу же обсуждать своих отцов и свое детство. Но когда стало понятно, что коллективных воспоминаний хватит на миллион сцен и все они легко объединяются одной кинематографической тональностью, было решено делать фильм. Тем более что за личными воспоминаниями о том, каким было наше детство, скрывается общая картина поколения.
По сюжету Батя (Владимир Вдовиченков) обещал навестить Макса (комик Стас Старовойтов) и его семью на свое 70-летие, но, как всегда, не приехал. И тогда Макс сам отправляется в дом, в котором он вырос, по дороге вспоминая свое детство с Батей. От этих воспоминаний сожмется сердце у каждого, кто хотя бы чуть-чуть застал девяностые. Будут и сцены карательного воспитания с использованием «крапивки», ремня и угла.
Будут сцены игр во дворе и утренников в детском саду. Вспомнят и лечение чесноком, и промывание рта мылом, и выбивание ковров под Новый год, и родительские застолья, у многих детей связанные с моментами позора, и многое-многое другое. Глядя на своих детей, избалованных подарками, моментально устающих от всего нового, Макс думает о том, что двигало Батей в его возрасте и почему сегодня он сторонится семейных праздников и не принимает новую реальность. В комедийной форме «Батя» говорит и о растерянности старшего поколения, которое прожило жизнь по одним понятным правилам и в девяностые встретило крах всех устоев с маленькими детьми на руках. И о растерянности этих детей, которые сегодня уже сами стали отцами и пытаются понять, почему тогда их родители были отстраненными и в чем-то жестокими.
Обращается «Батя» и к сегодняшним детям: через модную, «трушную» эстетику девяностых они могут посмотреть, каким было детство их родителей, что их сформировало. Но главное в «Бате» - это все же не девяностые, а история про разницу воспитания и сложность отношений между отцами и детьми.
И еще на этапе сбора воспоминаний для сценария оказалось, что история эта международная. Понятно, что с современной Польшей, Чехией, Словакией и т. д. нас объединяет советское прошлое, поэтому для них эта история стопроцентно своя. Но, как рассказал Антон Зайцев, близкой история «Бати» показалась и продюсеру Биллу Даймонду, который провел детство в США и видел таких же суровых отцов. Это и есть один из важных социальных посылов фильма: какие бы сегодня мы ни были разные, у всех нас было похожее детство, а значит, у нас больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Смотрите комедию «Батя» на ТНТ в субботу, 7 мая, начало в 14:10.