Наверх
798

Оксана Бондарчук
Обозреватель TV Mag

В Санкт-Петербурге впервые проходит международный кинофестиваль символических искусств ISAFF с кино из России, Германии, Латвии, Италии, Новой Зеландии и других стран. Создатель кинофестиваля Александр Иванов разбивает стереотипы – он отбирает фильмы «с душой», а не в угоду трендам, снимает кино за три дня, первым в мире создает криптовалюту для съемок фильма и верит, что кино может изменить жизнь. Об этом режиссер и программный директор ISAFF рассказал в интервью TV Mag.

Александр, почему фестиваль символических искусств, а не просто – кинофестиваль?

Потому что фильмы на нашем фестивале обладают большей образностью и связаны с символизмом и метафоричностью, это авторские художественные высказывания, отражающие жизнь. Они прекрасны визуально.

Сколько всего прислали фильмов и по какому критерию вы отбирали картины?

Со всего мира прислали 2560 фильмов. Мы с коллегами отобрали 23 картины – 20 короткометражных лент и 2 полнометражные. Важными критериями были качество операторской работы, профессиональная игра актеров, уникальность сюжета и еще у нас, как у зрителей, после просмотра фильма должны были появиться чувства чего-то нового и новые мысли. Все фестивальные картины оставляют незабываемое впечатление. Смех, радость, боль, печаль… они вызывают разные чувства, эмоции, состояния. Причем мы выбирали фильмы разных жанров – от комедии до фильма ужасов.

Картин на какую тематику присылали больше всего?

Чаще присутствовала ЛГБТ-тематика, фильмы про ковид, много картин о любви. Но мы не ориентировались на мировые тренды, на то, что популярно. Нет, главные критерии я озвучил выше.

Александр Иванов, программный директор международного кинофестиваля символических искусств ISAFF, который проходит с 3 по 9 мая в Angleterre Cinema Lounge

В России понятие артхаусного кино сопровождается негативными характеристиками, это «что-то непонятное»…

У нас не артхаусные фильмы! Возможно, из-за названия фестиваля возникло такое ощущение, но все фестивальные картины жанровые! Там нет ничего заумного, сложного и непонятного. Это очень внятные истории с узнаваемыми героями. Очень красивые, которые трогают душу! Когда я подбирал программу, то делал акцент на массового зрителя, выбирал то, что понравится многим.

«Мы верим в то, что кино способно менять души людей и пробуждать в них искренность и тепло», – ваши слова. Какие фильмы из программы изменили вас?

Могу выделить три фильма, которые изменили меня. Фильм «Убежище» поменял во мне осознание одиночества и любви в этом одиночестве. Это история о девушке и мужчине, которые живут вместе в доме на сваях, окруженном бескрайней водной гладью. Они уединенно живут на пристани посреди моря, и их размеренная жизнь, которая показана режиссером, вдохновляет меня своим спокойствием. Фильм «Посторонний» из США уникален тем, что действие происходит в одном помещении – это картина про бизнесмена, который пытается завоевать мир с помощью 2000 долларов, весь фильм построен на его диалогах с главами мира. Интересна интерпретация того, как возможно в теории захватить власть над всем миром. Фильм из Дании «Это так очаровательно!» рассказывает о беременной молодой женщине, которая празднует годовщину свадьбы родителей своего парня и пытается найти подходящее время, чтобы рассказать им о своем положении. В итоге она решает сначала примирить своего парня и его отца. Это комедия, главная тема которой – умение устанавливать границы, даже если для этого может не быть подходящего времени. Это фильм о силе женщины, силе того, что нужно стоять за свое счастье, отстаивать свои права. При просмотре этих фильмов нет ощущения, что это игра актеров, кажется, что это и есть сама жизнь. Их смотришь как документальные картины. А в первый день фестиваля покажут фильм – победитель Берлинского кинофестиваля в короткометражной программе – «Трэп» петербуржского режиссера Анастасии Вербер.

Кстати, об успехе российского фильма на Берлинале. Говорят, есть формула, при которой можно попасть на мировой фестиваль. Достаточно затронуть нужные тренды…

Возможно, такие формулы есть, например для «Оскара», но все-таки главное в кино – это добиться того, чтобы показать настоящую жизнь. Если не получится этого сделать, то формулы работать не будут, зритель просто не поверит в историю. Я бы не советовал ориентироваться только на формулы, потому что все меняется ежедневно. Сегодня в топе ЛГБТ, завтра – что-то другое… Ты никогда не угадаешь. У нас нет фильмов в угоду трендам. Это не наши критерии. Главное – чтобы что-то осталось после просмотра. Важна глубина истории, а не то, что популярно. Кто о таких сделанных по формулам фильмах вспомнит через 20 лет? Я поэтому и создал свой фестиваль – в противовес. Мы не зависим от веяний масс, которые каждый год меняются в угоду толпе. Что у тебя в трусах, кем ты себя считаешь в голове – мальчиком, девочкой – для нас это неважно, для нас важна сила картинки. Я создал свой фестиваль, чтобы находить фильмы с душой, наполненные жизнью. И режиссеров, наполненных жизнью. Дальнейшая идея фестиваля – создать сотрудничество с режиссерами со всего мира для создания уникального кино.

Как режиссеры из других стран восприняли новость об участии в питерском кинофестивале?

Режиссеры всех стран с радостью восприняли то, что их фильмы будут участвовать в нашем кинофестивале. Реакция была крайне положительной. Они были в восторге от того, что их картины будут показаны в России.

Расскажите о вашем фильме «Клетка». Как он попал на фестиваль Capri Hollywood?

«Клетка» тоже будет показана на кинофестивале, она длится 40 минут. Мы знали, что для многих фестивалей это очень длинный хронометраж. Но мы не стали его сокращать, потому что мне, как режиссеру, было важно рассказать историю о человеке, больном синдромом Туретта. История жизни, остановившейся с минуты его рождения, выбора и жертвы, принесенной для его становления, история одного заключенного и побега укладывалась именно в 40 минут. Так что мы не стали в угоду фестивалям сокращать. Но в итоге попали на престижный смотр. Как? Просто подали заявку, как и тысячи других режиссеров. На этом же фестивале представлял свой фильм «Довод» Кристофер Нолан.

При этом вы сняли «Клетку» за три дня.

Да, это история приснилась нашему актеру. Он мне ночью позвонил и рассказал ее. Я за две недели написал сценарий, мы за неделю подготовились и за три дня сняли.

А как же долгие поиски бюджета, финансирования?

Мы тратим свои деньги на кино. Мы помешаны на этом искусстве. У нас все быстро происходит.

Многие спикеры говорят о том, что можно снимать кино «на коленке» и на смартфон. Согласны?

Очень важную роль в фильме играет профессионализм оператора и техника. Не думаю, что хороший фильм можно снять на смартфон. Все-таки техника определяет качество изображения. Смартфон не сможет снять так, как «Арри Алекса», например.

Над чем вы сейчас работаете?

Сейчас я работаю над первым полнометражным фильмом, снятым при помощи криптовалюты, он называется «Монолит». Это фильм об архитекторе, который стал таксистом, о любви от ее начала до ее конца, фильм о человеке, который живет в коммуналке с женой, которую уже не любит. Этой работой я хочу возродить любовь в тех семьях, где она угасла. Показать, что, если ты не смог взлететь в карьере, ты можешь научиться летать в семье. Это драма, которая перетекает в триллер, из триллера – в ужасы, затем – в приключения… Это фильм, который заканчивается светом и счастьем. Снимается в ней музыкант Томас Мраз, бывший участник Booking Machine.

Создать криптовалюту для съемок фильма – это ваша задумка?

Мы, молодые киношники, хотим снимать кино быстрее, чем дают бюджеты, поэтому мы решили сделать так, чтобы любой человек мог стать инвестором нашего фильма и заработать потом на прокате. Для этого мы создали специальную криптовалюту – ее название Cinecoin, при помощи которой мы снимаем кино и собираем деньги на фильм. Она создавалась не только нашими усилиями, но и при поддержке Decimalchain.

По итогу инвесторы смогут заработать на своих вложениях! Мы стремимся сделать кино более доступным для зрителей, которые хотят задавать вектор развития кино и инвестировать в фильмы, которые им интересно смотреть. Если сам зритель будет формировать фильмы, которые он хочет видеть, будет лучше для всех. Надеюсь, фильм будет готов к сентябрю. В декабре планируем прокат. Цифры разглашать не буду, но задумка с криптовалютой оказалась удачной.

Что самое важное для вас в кино?

Сейчас, мне кажется, важность в том, чтобы голова зрителя поменялась – чтобы он смог улучшить свою жизнь после просмотра. Чтобы, выйдя из кинотеатра, он больше полюбил жизнь. Поэтому стоит пойти на наш фестиваль и посмотреть фильмы – после них станет легче жить. Кроме того, каждый из дней кинофестиваля наполнен уникальными спикерами – философами, актерами, музыкантами, психологами… Будет интересно!

Большую библиотеку зарубежных и отечественных фильмов в онлайн и высоком качестве вы можете смотреть здесь.

Фото: PR-служба фестиваля

Array
(
    [YANDEX_DZEN] => https://zen.yandex.ru/tvmag
    [LOGO] => /upload/iblock/2a5/logo.svg
    [VK] => https://vk.com/tvmag_ru
    [FACE] => https://www.facebook.com/tvmag.ru/
    [F_AGE] => 18 +
    [F_COPY] => Информационно-развлекательное сетевое издание TV Mag для телезрителей России. Все новые сериалы, ТВ-шоу, фильмы, видеоблоги, новости шоу-бизнеса, спорта и цифровых технологий. Программа ТВ-передач на сегодня.

© 2013—2021 НАО «Национальная спутниковая компания» (бренд — Триколор). Все права защищены. Использование материалов возможно только с согласия правообладателя. Мнение лиц, давших интервью, представителей телеканалов, авторов колонок может не совпадать с мнением редакции.

Сетевое издание TV Mag зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;, регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС 77 - 81633 от 27.07.2021. Главный редактор: Перебейнос М.В. Учредитель: НАО «Национальная спутниковая компания», адрес: 196105, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 139, корп. 1, строение 1, пом. 10-Н. ИНН 7733547365, ОГРН 1057747513680. Контакты редакции: телефон: +7 (812) 332 6868 (доб. 5526); электронная почта: ttm@tricolor.tv. )