Стать героем телеэкранов: пять советов, как пройти кастинг в реалити-шоу
Реалити как жанр существует сравнительно недавно. Подобные опыты были на телевидении и раньше, но первым по-настоящему резонансным шоу считается «Большой брат». В 1999 году его с трудом пристроили на заштатный телеканал в Голландии. А дальше началось нечто невообразимое: чуть ли не половина аудитории не отходила от экранов и с интересом ждала следующего выпуска, а лицензию на формат перекупали другие телеканалы за баснословные деньги. Требования к участникам всегда разные и зависят от формата шоу, но есть общие рекомендации, актуальные для всех потенциальных героев реалити. О них и пойдет речь, а прокомментирует их психолог Надежда Уффельманн, работающая на всевозможных реалити-шоу отечественного ТВ уже более 16 лет.
БЫТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВЫМ
Кастинг на реалити-шоу – многоступенчатый. Сначала проводится анкетирование, особенно для крупных проектов вроде «Фабрики звезд» или «Последнего героя» – там, где соискателей тысячи и десятки тысяч. Затем подключается психолог, задача которого – не только сделать так, чтобы в программу попали люди разных интересных психотипов, но и отсеять тех, для кого участие в реалити может обернуться слишком сильными переживаниями.
Психолог Надежда Уффельманн:
«Первая и главная история – это набор участников на проект. Нужно найти людей с определенными характеристиками, и для каждого реалити эти характеристики могут быть различными. Самое главное – мы не должны допустить к участию в программе тех, чьей психике может быть нанесен серьезный ущерб, ведь любой «смотрибельный» телепроект – это всегда какая-то стрессовая история. Стресс может сыграть злую шутку, и человек вынесет из участия в проекте больше негатива, чем позитива».
УМЕТЬ БЫСТРО АДАПТИРОВАТЬСЯ К ЛЮБЫМ ПЕРЕМЕНАМ И ТРЕБОВАНИЯМ
По части отбора есть тонкая грань: с одной стороны, для интересной и особенно экстремальной программы не подойдут на 100% спокойные и идеально подготовленные к диким условиям люди – это просто будет неинтересно смотреть. Другое дело, когда есть сомнения, переживания, сложности, возникающие в процессе. Но ведь и нагрузка на психику особенно сильна тогда, когда человек находится в отрыве от привычной среды в закрытом пространстве. Чаще всего у него нет возможности видеть родственников, общаться с друзьями, возвращаться в привычные места, и от этого жизнь на проекте легче не становится.
Психолог Надежда Уффельманн:
«Люди, которые идут на реалити-шоу, могут быть очень разными, но их всегда объединяет одно: желание что-то доказать, а собственные неудачи они воспринимают болезненно. Большая часть таких проектов ориентирована именно на выбывание, а ведь мотивация есть в любом шоу: либо ты признаешься лучшим в какой-то сфере, либо получаешь солидный денежный приз. Отказаться от всего этого на полпути к победе – нелегко. При этом, когда мы не «подкрепляемся» чем-то из привычного своего мира, то стираются границы, и игра становится реальностью».
БЫТЬ НЕРАВНОДУШНЫМ, ИЗЛУЧАТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ
Есть люди, индифферентно относящиеся к реалити, а есть те, кто не пропускает ни единого выпуска; также есть те, кому и в голову не пришло бы отправиться на кастинг, и есть другие, для кого попадание на тот или иной проект становится целью. Помимо психологической устойчивости, есть и другие качества, увеличивающие шансы оказаться в числе участников.
Психолог Надежда Уффельманн:
«Во-первых, это мотивация: как показывает опыт, даже человек со средними, скажем так, данными, но невероятно желающий участвовать в проекте и все для этого делающий, в большинстве случаев «сыграет» лучше, чем даже на сто процентов попадающий по нужным характеристикам, но не так уж и горящий желанием. Пламенность – она сразу считывается и очень приветствуется. Психолог сразу видит людей, которые очень, очень хотят попасть на данное шоу».
УМЕТЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ
Внутренняя энергия, «огонек» участника проявляются не только в его поступках, но и в речи. Человек, который не может связать двух слов, вряд ли сможет стать интересным героем реалити-шоу, ведь его будут внимательно слушать, а то и цитировать. Яркий персонаж и говорить должен ярко, особенно перед камерой – это закон жанра.
Психолог Надежда Уффельманн:
«Стандартная история – у человека мало энергии, он не вытягивает интервью, диалоги, не может о себе даже рассказать ничего без наводящих вопросов и ожидает их от тебя. Ты что-то спрашиваешь у него, а он отвечает только «да» или «нет». Конечно, для реалити нужна совсем другая речь – свободная, красивая. Напротив, бывает, приходит к нам потенциальный участник, и его слушать приятно. Мы даже пометку себе делаем – «говорит без вопросов». У такого человека, напротив, куда больше шансов попасть на проект».
СООТВЕТСТВОВАТЬ ФОРМАТУ
Пожалуй, это единственный критерий, которому ты либо соответствуешь, либо нет. Если у тебя нет ни слуха, ни голоса, на музыкальном шоу, пожалуй, нечего делать. Если авторы реалити про затерянный остров задумали показать, как будут выживать в диких условиях домохозяйка и офисный «белый воротничок», а ты – турист со стажем и КМС по спортивному ориентированию, то тебя тоже, скорее всего, не возьмут.
Для каждого шоу нужны свои типажи, которые заранее продумываются создателями проекта. Домашняя девочка или нагловатый парень, сексуальная блондинка или «ботаник» могут и в жизни, и на съемках вести себя совсем по-разному, но чаще в ракурсе внимания будут эпизоды, которые выбранному амплуа соответствуют. Впрочем, ни один типаж никогда не встречается в чистом виде.
Психолог Надежда Уффельманн:
«Зрители всегда соотносят участников с собой, подобно тому, как на коллективной фотографии, где мы точно запечатлены, мы в первую очередь ищем себя. Когда был кастинг на «Последнего героя», перед нами поставили задачу отобрать 16 психотипов и показать совершенно разных людей, абсолютно. Тогда каждый зритель сможет найти героя «по себе». Впрочем, со временем мы пришли к тому, что точечное попадание «мне нужен человек из такой-то категории» – это утопично, поскольку за счет такого конкретного поиска мы можем потерять много ценных человеческих ресурсов».