Первый канал в понедельник, 14 марта, запустил в эфир долгожданную премьеру приключенческой теленовинки «Янычар». Зрителям представлены первые серии масштабного проекта производства кинокомпании «Марс Медиа».
XVI век. Отец казака Лехи Кречета упорно рубит наглых нагайцев, невзирая на стрелу в сердце, и кончается только дома, с наказом сыну беречь мать и сестру. Тот вместо этого спешит на туретчину поклониться мощам Богоматери, чего отец не успел. Леха прибивается к каравану стамбульского купца и спасает его от верной гибели от сабель лихих грабителей-башибузуков. За подвигом наблюдают со стен турецкой крепости и при первой возможности опоенного героя пленяют, чтобы сделать такого богатыря верным слугой султана. Но Леха так просто совершать намаз не соглашается и продолжает читать «Отче наш» на коврике, за что подвергается палочным наказаниям. Тем временем посланник английской королевы нашептывает визирю Хасану мысль о необходимости похода на Русь, ибо «Европе не выгодны сильные соседи». Пока блаженненький царь Федор I играет в игрушки, его властный шурин Борис Годунов отправляет посла Данилу Исленьева с грамотой для султана Мехмеда, чтобы избежать войны. Коварный Хасан готовит план, как не допустить неподкупного посланника до очей султана – для этого надо всего-то выкрасть дочку Исленьева.
Первыми же строками сериала идет дисклеймер, мол, это не исторический трактат, а художественное произведение. Более художественное, чем турецкий «Великолепный век», столь любимый местными зрительницами: там тоже речь идет о плененной славянке, ставшей наложницей в гареме. Султан Сулейман Великолепный правил в том же XVI веке, и турки не стесняются позиционировать свой сериал как историческую драму, основанную на реальных событиях. С чего вдруг застеснялись наши – интересный вопрос.
Чтобы закрепить в умах зрителей высокую позицию, которая не меняется испокон веков, создатели сериала заставляют экранного Годунова сыпать крылатыми фразами. Он то переводит Флавия Вегеция («Кто мира хочет, тот к войне должен быть готов»), то цитирует старца Филофея («Москва – третий Рим»). В таком хрестоматийном ряду будет считываться словно со скрижалей Завета и державная риторика сценаристов: «Государство мечтами не строится, только расчет». Этот метод автор «Янычара» Алексей Гравицкий не раз удачно использовал в драмах Сарика Андреасяна, где требовалось работать с исторической фактурой («Непрощенный», «Землетрясение», «Чикатило»).
Впрочем, «Янычар» напрашивается на сравнение с другим детищем Гравицкого – масштабной и дорогостоящей эпопеей «Великая». Видно, что продюсеры не поскупились на тончайшую выделку костюмов, декораций и компьютерных панорам древнего Стамбула и Москвы и каждый рубль бюджета тут ласкает глаз. Ничего удивительного, но оторваться сложно.
Смотрите новые серии сериала «Янычар» с понедельника по четверг на Первом канале в 21:30.
Фото: Марс Медиа