На прошлой неделе вышел новый российский сериал «Ресторан по понятиям». Проект показал лучший киностарт 2022 года за первый же уик-энд на PREMIER. Это комедия о преступниках, которые по воле случая создают успешный ресторанный бизнес. В сериале всего 10 серий хронометражем 20 минут, и обозреватель TV Mag Евгений Лазаренко увидел в них многое, о чем можно порассуждать.
«Еще увидимся», – бросает тюремный охранник вслед выходящему по УДО Шустрому. Тот возражает, что завязал, но вертухай неумолим: «Все вы так говорите». Герой и впрямь готов начать новую для себя честную жизнь, но без высшего образования не берут даже в грузчики.
Угощая фантастическим чифирем своего изготовления, кореш-альфонс Кощей излагает план ограбления банка, и Шустрый решает: была не была, последний раз, чтоб на всю оставшуюся жизнь хватило. Подкоп в банк удобно делать из кабака рядом – друзья заручаются помощью бандита Кувалды и похитителя скота Кильки, чтобы организовать общепит, пока дело делается. Они еще не подозревают, что делом в итоге станет сам ресторан по понятиям.
Такой сюжетный разворот мог бы стать козырем сериала: действительно, много ли вы знаете мест на воле, где подают баланду и чифирь? На таком материале можно приготовить такой «Рататуй» с мишленовским прицелом, что «Дисней» обзавидуется. Однако одиозный кинодел Сарик Андреасян решил не отталкиваться от кулинарии, а разделать как тушу русскую душу, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Сделал он это по своим понятиям о прекрасном, когда привлек сценариста Гайка Асатряна, сопродюсеров Артема Суджяна и Гевонда Андреасяна, композитора Арташеса Андреасяна и режиссера Давида Дадунашвили. В таком подборе закадровых фамилий под задачу, в принципе, кроется главный юмор сериала, где главные роли играют Владимир Сычев, Дмитрий Дюжев и Владимир Вдовиченков.
Последний оправдывает свое участие в проекте: «Мне часто предлагают роли людей из криминального мира, но в этом сценарии я увидел смешной и живой юмор, что сейчас нечасто встретишь. И этот сериал все же не про уголовников, а про то, как люди с непростой судьбой и жизненными трудностями меняются, начинают верить в дружбу, в любовь. И мне кажется, зритель хочет таких историй».
Беда в том, что живость юмора исчерпывается свирепой физиономией Дюжева, чей герой охаживает жертву молотком. Будет странно, если при виде этого у вас в голове не заиграет: «А-а-а, лук эт ми нау». Потому что в таком амплуа актер уже очаровательно переигрывал у Алексея Балабанова в «Жмурках». Здесь он тоже переигрывает, но до ужаса оголтело – улыбку вызовет разве что исполнение им композиции «Смерть вертухаям». И то улыбка эта будет с привкусом швабры, потому что рифмуется с реальными новостями о ФСИН, чего Андреасяны вряд ли добивались.
Зато им удалось разлить по повествованию столько мутного пафоса, что не всякий распознает в результате комедию. Особенно это заметно по музыкальному оформлению, когда, например, Шустрый долго уходит от могилы матери под стоны пластмассовых скрипок. Выход же из тюрьмы сопровождается поп-музоном, чья иностранная атмосферность звучит совсем инопланетно под пасмурное лицо Вдовиченкова. На смех реально прорывает, когда пафос сгущается до консистенции навоза. «Он такой же лишний человек, как мы», – жалеет коровьего вора главный герой, уравнивая Кильку с Онегиным, Печориным и Чацким.
Каша из школьной программы в голове – достойный уровень аудитории для «Ресторана по понятиям». И ей-богу, такой проект лучше бы приготовил не Андреасян, а Кеосаян. Телехохмач, по крайней мере, не делает потуг на серьезные щи.
Сериал «Ресторан по понятиям» выходит на платформе PREMIER.
Смотреть контент от PREMIER клиенты Триколора могут с помощью одного Триколор ID на пяти устройствах как в приложении «Триколор Кино и ТВ» для мобильных устройств и телевизоров с функцией Smart TV, так и на сайте kino.tricolor.tv.