Наверх
8921

Ольга Дубро
Обозреватель TV Mag

С 9 марта на Первом канале идет главная премьера года – сериал «Угрюм-река» режиссера Юрия Мороза. Читайте рецензию обозревателя TV Mag Ольги Дубро и смотрите новые серии по будням.

О необходимости ремейков хочется высказаться сразу – новое поколение зрителей смотреть черно-белый оригинал 1968 года не будет, просто не сможет. А если и будет, то из-за большой любви к кино и исследовательского интереса. Так с любой классикой советского кинематографа – если не посмотрела еще тогда, сейчас уже не зайдет. С современным зрителем нужно говорить на другом стилистическом языке и нести новые, нужные ему смыслы. Задача режиссеров, которые берут на себя смелость ставить киносаги после громкого успеха первой экранизации, – сделать понятным сегодняшнему зрителю, при этом не исказив историческую суть, не подгоняя топорно под время, не превращая в ряженую клоунаду и маскарад. Режиссеру Юрию Морозу пришлось основательно поработать над литературной основой, убрать лишнее, неактуальное и добавить созвучное нашему времени. В новой «Угрюм-реке» тема классовой борьбы задвинута на дальний план, а мистическая, мелодраматическая и детективная выдвинута вперед, мотивации героев сильно подкорректированы, дописаны новые сюжетные линии, по-другому расставлены акценты – в общем, сделано много чего, что заставляет ревнителей советского кинонаследия задыхаться от гнева: «зачем осквернять шедевр!».

Уверена, и создатели, и актеры знали, на что шли. Новая экранизация снималась для тех, кто оригинал не смотрел и не собирается, но не прочь глянуть масштабную историческую работу, разнообразить свое меню из сериалов чем-то посерьезнее «Содержанок». Так что и мы сосредоточимся на том, каким получился сериал, без оглядки на первый вариант.

Смотрите премьерный показ сериала «Угрюм-река» на Первом канале по будням в 21:30

Сага рассказывает историю семьи Громовых с конца 19-го века, глава которой, Петр Громов, получил огромное наследство от отца Данилы. Свой капитал дед Данила заработал грабежом, разбоем и убийствами, за что бы проклят, как и весь его род. Вместо того, чтобы отдать все наследное золото церкви, как завещал покойный дед, Громов-старший отгрохал себе домину, с шиком приоделся и сделался самым богатым купцом на селе. Но не только богатство снесло ему голову – он влюбился в роковую красавицу Анфису, на которую уже положил глаз и его сын Прохор. Как положил, так и заберет. Чтобы молодой и очевидно более перспективный в амурных делах отпрыск не мешался под ногами, отец сослал его исследовать Сибирь, читай на верную смерть: отправил в поход через Угрюм-реку, которую прежде никто не проходил до конца. Прохор начинает путь нормальным человеком, еще понимая, что золото губит людей, вот и его отца погубило. Но сам он умирать не намерен, а наоборот, собирается выжить назло бате и стать миллионщиком самостоятельно. А вот вернется он уже другим, проигравшим собственной алчности и утопившим все представления о морали в Угрюм-реке.

Собрание актерских сливок обеспечило сериалу статус главной премьеры года на Первом канале. Самая спорная роль досталась Юлии Пересильд, которая на роковуху, способную взглядом перешибить что купца, что каторжника, ну не тянет. Нет, конечно, пышная копна кудрей и высокая грудь делают ее первой красавицей на селе, но вот чтобы мужики бороду свою от страсти жевали и на коленях ползали – ну не верится. Зато Александр Горбатов находится на своем месте, играя Прохора. Причем это становится очевидно где-то с третьей серии, как раз, когда в нем начинает просыпаться будущий монстр. Если его лицо показалось вам знакомым, то не показалось: Степан Астахов в «Тихом Доне» – его роль. Купец Громов-старший в исполнении Александра Балуева получился человеком кипучих страстей, которые им и управляют. Уже в первой серии видна отличная работа Александра Яценко, многогранного актера, чей талант позволил ему перевоплотиться в шута-приказчика, мелкую пресмыкающуюся душонку. Вообще в сериале почти нет проходных персонажей и среди второстепенных ролей есть очень яркие: и Борис Каморзин в образе пьющего попа, и Роман Мадянов в роли миллионера Якова Назаровича, и страстный черкес в исполнении Юрия Миронцева.

Главные роли исполнили Александр Горбатов (Прохор Громов), Юлия Пересильд (Анфиса) и Александр Балуев (Петр Громов)

Сериал до краев наполнен персонажами, событиями и сюжетными линиями. Как и обещал режиссер, его версия более полная и растянута на целых 16 серий. Но даже при таком внушительном хронометраже повествование кажется рваным, суетливым и отрывочным. Новые герои появляются внезапно, потом исчезают, потом вновь возникают в другом месте, так что серии надо смотреть внимательно, с карандашиком.

Уравновешивают некоторую хаотичность изложения потрясающие натурные съемки. Могучая природа Урала, панорамы сибирских просторов, равнодушные скалистые берега и та самая угрюмая река безмолвно сообщают то, что вьется нитью сквозь сюжет. Природу не подчинить, а вот она может и сломать, и наказать, и погубить.

Фото: Анна Митрохина/ Первый канал

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.