Телеканал ТНТ с 1 февраля начал показ долгожданной премьеры – сериала «Шерлок в России» по мотивам рассказов Артура Конан Дойла.
Лондон конца XIX века. Шерлок Холмс переодевается в проститутку, чтобы спровоцировать Джека-потрошителя. Тот в момент встречи ловко прикрывается Ватсоном, режет ему шею и исчезает в трущобах. Пока верный доктор лежит в коме, в напряженном мозгу Холмса идет переваривание увиденного: «Приемы русского пластунского боя, бухарский пчак, популярный у русских офицеров после Туркестана, перец смешан с махоркой». Гончий азарт, к которому теперь примешался зов мести, направляет гениального сыщика в Санкт-Петербург, где, как в его родном Лондоне, соседствуют блеск и нищета.
Приехав с вокзала прямо на место преступления, Холмс безошибочно видит почерк убийцы и предлагает местному начальнику сыска сотрудничество, как он с Лестрейдом привык. Лавр Сидорович Трудный полностью оправдывает фамилию, старательно затирая заморского выскочку. Зато в помощники набиваются экс-каторжанин и начинающая Сонечка Мармеладова, симпатичная актриса оказывает знаки внимания, а знакомый каждой шлюхе врач становится Холмсу русским Ватсоном.
Разумеется, Артур Конан Дойл ничего не писал о визите своего героя в столицу Российской империи, хоть имел контакты с русской литературной средой – беседовал о военной службе с Алексеем Толстым и Корнеем Чуковским. Сюжетный уход от канона – только первый звонок, сбивающий с толку, потому что потом происходит чуть ли не полная перезагрузка знакомого образа. В угрюмом докторе Карцеве Холмс поначалу подозревает Джека, но в кои-то веки дедуктивный метод дает сбой – немыслимое дело. Актриса Касаткина кружит чопорному британцу голову почище Ирэн Адлер – сердце впервые опаляет холодный разум Холмса. «Вы слишком доверяете расчету, реальность сложнее», – замечает Карцев, и Холмсу ничего не остается, кроме как провалиться в бездну загадочной русской души. И только поддавшись местному хаосу, он сможет хоть как-то понять Потрошителя.
Увидеть самих себя глазами иностранца – такая задача была реализована в множестве отечественных продукций, от классики Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» до сомнительного, но зрелищного ремейка «Вия». Доктор Карцев, как сталкер, ведет Холмса по зоне русского нерационального, выдавая стереотипные истины про местное антизападничество и пересыпая их парадоксами: «Мы еще и думаем не то, что думаем на самом деле».
Чужая душа – потемки, говорит нам создатель «Шерлока в России» Александр Шабуров. Прежде этого скандального художника-концептуалиста из группы «Синие носы» называли «позором России» за хулиганскую фантазию с целующимися милиционерами. В своем сценарном дебюте Шабуров постарался сбалансировать исследование русского характера с увлекательной детективной линией – иначе зачем вообще делать что-то про Холмса.
Однако режиссер Нурбек Эген постарался придать всей затее размах «Шерлока Холмса» Гая Ричи – среди эффектов и богатой костюмерии как-то затерялась тема криминальной загадки. От увлекательного детектива здесь отвлекает просто все – не понять даже, что в первую очередь: шикарные белые меха Константина Богомолова в роли обер-полицмейстера или внешность и игра Максима Матвеева, который изображает не Холмса, а Александра Петрова в фильме «Гоголь». Роль мизантропа Карцева лучше бы сидела на Алексее Серебрякове, но Владимир Мишуков справляется хорошо – пожалуй, лучшего попадания в роль тут не найдется.
В принципе смотрибельность «Шерлока в России» зависит от зрительской готовности пожертвовать практически любыми ожиданиями на тему великого сыщика. Но тогда и фильмы про войну можно свести к трешу «Гитлер капут!» – только там хоть весело.
Фото: ТНТ