Наверх
1396

Оксана Бондарчук
Обозреватель TV Mag

Киностудия «Лендок» завершила съемки документального фильма к 100-летию легендарного петербургского футбольного клуба «Динамо». Картина расскажет не только об истории одного из старейших российских клубов, но и о таких знаковых событиях как, например, «блокадный» матч 31 мая 1942. TV Mag поговорил с продюсером проекта, генеральным директором Санкт-Петербургской студии документальных фильмов Алексеем Тельновым – об оригинальности картины о «Динамо», перспективах документального кино и объединении киностудий стран СНГ.

Алексей, фильм посвящен юбилею, но все же: что для вас послужило импульсом, чтобы начать работу над картиной про «Динамо»? С чего все началось для вас?

Меня с этой историей познакомил приятель. До разговора с ним я и не знал, что «Динамо» вообще еще существует и ему уже сто лет! Сам я не болельщик, но мне стало обидно за то, что все знают про питерский клуб «Зенит», но мало кто слышал о «Динамо». Хотя это клуб с легендарной, трагической, невероятной судьбой. Он играл несколько блокадных матчей, а основали его чекисты, сотрудники НКВД, в связи с чем у клуба было немало интересных историй. Примерно в это же время, что я заинтересовался «Динамо», ко мне обратился режиссер Борис Коган с предложением снять фильм про питерский футбол. В этот момент пазл сложился, и я сказал: «Давай снимать про "Динамо", ведь про него все забыли!».  Получился фильм и расследование, и анализ, и погружение в историю. Это фильм не только про футбол, но и про город Ленинград-Петербург.

Как думаете, док про футбол будет востребован зрителем?

Мы анализировали рынок по части документальных фильмов о футболе. Выяснилось, что интерес у зрителей к фильмам о футболе очень высокий. Люди хотят смотреть такое кино. Помимо истории про клуб, зритель увидит историю футбола в городе, роль спорта в политике и его значение для горожан.

Алексей Тельнов, продюсер документального фильма к 100-летию легендарного петербургского футбольного клуба «Динамо», генеральный директор Санкт-Петербургской студии документальных фильмов «Лендок»

Основная сюжетная линия фильма расскажет о юном герое, преданном родному клубу. Вы его нашли в процессе съемок?

Да, это игрок молодежной команды «Динамо», он студент Политеха. Пока есть хоть один человек, который хочет играть за «Динамо», клуб будет существовать. Ведь клуб всю его жизнь то продавали, то замораживали, то еще что-то… Но остаются спортсмены, для которых «Динамо» – часть жизни. В фильме есть и интервью, и хроника. Мы поговорили с разными людьми, которые стали свидетелями блокадного матча, например. Надеемся, что найденное нами никто не видел. Это в основном кадры легендарного матча, который был сыгран у Казанского собора во время блокады два раза.

Вы успели поговорить со знаменитым ветераном, блокадником, скульптором Григорием Даниловичем Ястребенецким, который впоследствии ушел из жизни на 99 году. Как он связан с «Динамо»?

Да, это знаменитый ветеран, интересно, что он до последнего ходил на работу, в мастерскую… Григорий Данилович должен был присутствовать на блокадном матче, но не смог. Мы его записывали для проекта «Последний свидетель», и так получилось, что он рассказал и про «Динамо» тоже. «Последний свидетель» – это своего рода оживший в цифровом пространстве «Бессмертный полк». Представьте, кто пошел на фронт в 17, им сейчас 100 лет. Этих людей скоро вообще не будет. Мы снимаем, чтобы сохранить их. Сейчас ездим по стране, разговариваем, записываем интервью.

Нужен ли Питеру второй популярный футбольный клуб?

Однозначно! Разнообразие и конкуренция еще никому не мешали.

Что мешает возрождению «Динамо»?

Воля учредителей, отзыв в сердцах петербуржцев. И удача!

Один из героев говорит: футбол – больше, чем жизнь. Но сегодня мы привыкли к тому, что футбол – это бизнес.

Мы живем в таком обществе, когда деньги многое решают, конечно, это правда. Но футбол как искусство не должен основываться на деньгах. Футбол должен быть духовным, как искусство. И нести идею. А там, где деньги, нет духовности.

Вы сказали, что у документального фильма про футбол высокий спрос. А где сейчас основная площадка показов таких лент?

В основном, это платформы и, может быть, прокат в кинотеатрах. Насчет проката, думаю, что все ответы будут осенью. Сейчас еще и лето скоро – будет спад еще и по сезонным причинам.

Финансирование документальных кино – это в основном всегда надежда на государство? Или есть инвесторы, которые обожают док и дают на него деньги?

Бывают такие идейные инвесторы, но это редкость. Вообще я мало верю в то, что есть люди бизнеса, которые готовы прощаться с деньгами ради искусства. Конечно, государство поддерживает документальное кино – Министерство культуры, Комитет по культуре Санкт-Петербурга, есть фонды, есть президентские гранты. То есть появилось разнообразие путей финансирования. И да, в основном это надежда на государственные деньги.

Что изменилось на рынке документального кино?

С появлением платформ возможности для документального кино возросли. Мы раньше и не мечтали, что можно так хорошо продать документальный фильм. А сейчас можно!

Есть ли варианты продать фильм про «Динамо» за границу?

Думаю, наш фильм хорошо воспримут в странах СНГ. Потому что ленинградское «Динамо» там помнят. Кстати, наша студия вошла в Совет директоров стран СНГ, мы там представляем все наши проекты. Мы создали организацию, которая занимается копродукцией и прокатом в кинотеатрах СНГ.

Вы про совет киностудий стран СНГ? Расскажите, что будет делать этот совет?

Мы объединились, будем заниматься копродукцией. В Санкт-Петербурге 22 и 23 августа впервые пройдет питчинг проектов для совместного производства стран СНГ. Мероприятие пройдет в рамках Международной конференции по совместному кинопроизводству России и стран СНГ на киностудии «Лендок», приуроченной к ее 90-летию. То есть любой желающий может прислать свой сценарий, защитить проект на питчинге, а мы, киностудии стран СНГ, представители крупного кинобизнеса, рассмотрим и вместе сделаем картину, которая победит.

«Лендок» часто проводит питчинги, каждый год. Какой результат у студии? Что с творческими идеями?

Как минимум одну картину с каждого конкурса мы запускаем. Бывает, что и несколько.

Например, картина «Пацаны Василия Великого», которая рассказывает историю преображения трех подростков из неуправляемых хулиганов в открытых миру, преисполненных надежд, созидающих и ищущих себя молодых людей. Еще фильм «Уезжать не хочется», снятый на берегу Белого моря в деревне Кузомень. Оба проекта были реализованы в 2022 году.

Документальный фильм запустить легче, чем игровое кино?

Да, хотя бы потому что бюджет документальной картины меньше. Главное – найти адекватного креативного режиссера.

Что значит адекватность в искусстве?

Сейчас у молодежи есть такая тенденция, что они завышают свои возможности. Самонадеянно обещают больше, чем могут. На деле оказывается, что у них знаний не так много. Нет чувства меры и критики к себе мало. В наше поколение критики к себе было больше. А сейчас человек заявляет тему – и в итоге не может даже внятный сценарий написать, но тебе говорит: «Бомба!».

Расскажите об обратном примере: хорошего молодого режиссера с интересным проектом.

Мы сейчас заканчиваем картину «Беглецы» – это целая трагедия. Снимали и в Хабаровске, и в Польше, и в Швеции. Документальный триллер. Семья уехала в Швецию, там у парня забрали детей, отдали трех маленьких девочек в арабскую семью… Отец их выкрал, уехал на пароме в Польшу, там его посадили… Не буду всего рассказывать. Это реальная история, потрясающая. Снимает режиссер из Москвы. Хорошая идея! Так что хороший проект пробьет себе дорогу!

Фото: Алексей Тельнов, киностудия «Лендок»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.