Закончились съемки третьего сезона популярного сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» производства Good Story Media, посвященного взрослению подростков в лихие девяностые. На этот раз действия разворачиваются летом 1996 года, спустя два года после событий второго сезона. Герои «М!Д!Ж!» заканчивают школу и оказываются перед выбором профессии. Премьера одного из самых ожидаемых зрителями сериалов запланирована в онлайн-кинотеатре PREMIER и на телеканале ТНТ в 2023 году. А пока создатели готовятся к монтажу серий, TV Mag поговорил с шоураннерами и соавторами сценария «М!Д!Ж!» Александром Беловым и Петром Внуковым.
Почему 90-е стали так популярны на экранах? Не только ведь потому, что аудитория стриминговых платформ выросла в девяностые?
Александр Белов: Во-первых, время было дикое и потому страшно интересное. Во-вторых, в 90-х люди оказались на перекрестке и не знали своего будущего, и было ощущение, что можно пойти разными дорогами, ощущение свободы, вариативности того, каким может стать мир для каждого. Это то, чего нам сейчас не хватает.
Петр Внуков: Это действительно яркое и сочное время, переломное для страны, которое можно отрефлексировать сегодня, потому что между нами и 90-ми есть достаточно приличная дистанция. В нем можно найти ответы на актуальные сегодня вопросы.
Какие реальные истории из вашей жизни легли в основу сценария?
Александр Белов: Я в бандитских разборках лично не участвовал, но был их свидетелем, они происходили вокруг меня в Великом Новгороде, где я рос в 90-е. Например, я торговал табуретками, как Вовка, потому что мама меня заставляла. Так же, как Санька в сериале, меня стошнило, когда я первый раз поцеловался с девочкой.
Петр Внуков: В сериале много всего из реальной жизни, нашей личной в том числе. Для нас этот проект стал своего рода терапевтическим. Например, в первом сезоне мы озадачились, какие сны и кошмары снятся Алику. Я вспомнил про свой сон, который повторялся на протяжении 20 лет! Я раньше играл в футбол, но тренер меня выгнал из команды. И вот он мне постоянно снился, и я ему во сне доказывал, какой я молодец. Но никогда во сне не получал от него одобрения. И я решился написать ему письмо в социальной сети, поблагодарил за все, сказал, что, возможно, он был прав, что меня выгнал. После этого тренер явился ко мне во сне в последний раз: он приехал ко мне и моей жене в гости на дачу и сказал, какой же я молодец! (Смеется.)
В чем существенная разница поколения 90-х и сегодняшнего дня?
Александр Белов: Я общался с подростками в Великом Новгороде, со школьниками, разговаривал с ними, проверяя нашу историю на актуальность в молодежной среде. Это было еще во время написания пилота. И оказалось, что основные вопросы среди подростков не меняются. Подростки сегодня переживают то же, о чем я переживал 30 лет назад. Разница лишь в том, что нынешнее поколение воспринимает разнообразие выбора по жизни как нечто естественное. Они открыты миру. Мы же до сих пор осторожничаем.
Петр Внуков: Мы как будто из одной крайности перешли в другую. Мой выбор в 90-х был ограничен: пойти на футбол или на борьбу. Сегодня у подростков такой огромный выбор, что он просто теряется.
Делаете ли вы фокус-группы для сериала?
Петр Внуков: Нет. Но я все проверяю на своих детях, которым сегодня 13 и 15 лет. Для меня это самая важная фокус-группа. Они смотрят «М!Д!Ж!», я вижу, как они переживают, чувствуют события сериала. Вообще интересно наблюдать, как сериал откликается. Моя жена после просмотра черновой версии второго сезона поделилась со мной, что остается ощущение тяжелого безнадежного финала. Я поделился этим с ребятами, коллегами, мы обсудили и подумали, что действительно переборщили с безысходностью. Это не то, что мы хотели бы транслировать. Поэтому финал второго сезона пришлось подкорректировать.
Второй сезон был посвящен любовным перипетиям, половому созреванию героев. Расскажите, на что сделан акцент в третьем сезоне?
Александр Белов: В центре внимания – страх неопределенности. Когда герои проходят сепарацию от взрослых и им нужно принимать решение, кем стать. Не все к этому готовы. Я помню свои ощущения, когда заканчиваешь школу, нужно выбирать профессию, как мне казалось, на всю оставшуюся жизнь. Как можно точно знать, кем ты можешь стать, в 17 лет? В итоге я пошел учиться на юриста, меня заставляла семья, надо было продолжать династию. Тогда я думал, что это выбор на всю жизнь, но вот, видите, как все обернулось.
Изменился ли в третьем сезоне актерский или творческий состав проекта?
Александр Белов: В основном творческий состав не изменился. В третьем сезоне к нам в качестве сценариста присоединилась Полина Рыжова, которая освежила историю своим взглядом на происходящее.
Что касается актеров, то у нас появляются много новых героев в третьем сезоне. Обычно мы проводим очень тщательные кастинги, ищем не просто актера, а персонажа, образ. Например, Александра Хромова исполнила роль рок-музыкантши из школы, и в реальной жизни она музыкант, играет в своей группе. Федор Федотов – еще одна большая находка, он играет уверенного и очаровательного героя. Виктор Сухоруков, Варвара Шмыкова, Евгений Ткачук дали нашим героям то, чего даже мы сами не придумали.
В чем была сложность создания третьего сезона?
Александр Белов: Мы долго прорабатывали персонажа Евгения Ткачука Васю. Он главный антагонист третьего сезона, так что хотелось сделать его сильным, неординарным и при этом живым и уязвимым человеком. Спасибо Жене, он нам эту уникальность привнес.
Еще одна сложность была с линией молодой матери, которую играет Полина Гухман. Внутренне мы не все были согласны с тем, чем заканчивает Полина в этом сезоне. И тут нас убедила Полина Рыжова, сказав, что героиня Полины поступила реалистично, потому что хотела быть счастливой, поэтому мы сдались и не стали дополнительно придумывать оправдания ее финальному поступку.
Интригует. А с кем из героев сериала «М!Д!Ж!» вы себя ассоциируете?
Александр Белов: Мой прообраз – это Санька, потому что он такой же, как и я: большую часть времени растерянный и не понимающий, как ему жить.
Петр Внуков: Я, наверное, Федор. На сегодняшний день. В сложные времена Федор остается интеллигентным и незлым, сталкиваясь с непониманием и несправедливостью. То, как он остается достойным человеком, мне импонирует. Я не могу решать дела так, как Алик, например. А Санька мне близок в чувствительном отношении к окружающим и к миру, он романтичный и рефлексирующий парень. Я был таким в юности.
Часть поклонников сериала была недовольна слишком мягким характером главного героя (назвала его мямлей). Что скажете в поддержку Санька?
Александр Белов: Возможно, на фоне других героев он выглядит мягче. Есть миф, что герой должен быть брутальным и не сомневаться ни в чем, но мне кажется, что в жизни таких людей мало, в реальности люди гораздо больше сомневаются. Мне, например, сложно работать с людьми, которые не сомневаются в своей правоте, это путь в никуда, разрушительная сила. А те, кто постоянно задается вопросами: правильно ли я поступаю, а что чувствует другой человек в этот момент, – эти люди могут изменить мир к лучшему. На мой взгляд, Санек добрый, с обостренным чувством справедливости, и он пытается помочь людям, а не навязывать им свое мнение.
Но в киноиндустрии сомнения воспринимают как слабость.
Александр Белов: В нашей конкретно работе это не так. Кино – это сотворчество. На съемочной площадке «М!Д!Ж!» каждый может выразить свои сомнения, и мы будем думать над вопросом. Приведу пример. Во втором сезоне у нас был долгий съемочный день, на 200 человек массовки, и ни я, ни режиссер, ни оператор-постановщик не знали, как решить одну сцену – никак не получалось. И тут вышел камерамэн Антон Лыков и предложил свое решение. И это было суперклассное мнение. И Антон потом сказал, что на другой площадке он бы не посмел высказаться, но здесь он чувствовал, что он нужен, что он может выразить свое мнение и помочь. Чувство сотворчества, того, что ты можешь испытывать сомнения и тебя поддержат, дает результат, оно созидающее.
Ожидали ли вы такой успех, когда создавали первый сезон?
Александр Белов: Нет, наоборот, нам казалось, что чего-то не хватает, что это обычная семейная сага, что надо было туда добавить что-то типа космических пришельцев (смеется). Но оказалось, что человеческие чувства тоже могут быть аттракционом.
Петр Внуков: Мы писали первый сезон с ощущением, что нас самих очень трогает эта история, и очень рады, что она отозвалась у зрителей.
На сколько еще сезонов хватит потенциала и запала у «М!Д!Ж!»?
Александр Белов: На сколько хватит запала у ее авторов. Есть ощущение, что до взросления героев, то есть до 2000-х, точно. А вообще мы каждый сезон пишем как последний.
Петр Внуков: У нас точно есть что рассказать в четвертом сезоне. История может дойти до 2000-х, и там уже будет новый виток, история про нулевые (улыбается).
Недавно авторы сериала «Во все тяжкие» опубликовали свой уникальный метод работы. У вас над проектом сейчас работают пять авторов – появились ли особенные механизмы разработки «М!Д!Ж!»?
Петр Внуков: У нас есть особенная штука. Мы не придумываем историю, мы можем только ее услышать. Мы сначала просто садимся и много разговариваем, прислушиваемся к истории, к тому, что это может быть. Нам нужно услышать, как каждая линия работает на тему сезона и раскрывает ее с разных сторон.
Приходят ли к вам авторы «с улицы»?
Александр Белов: Например, Полина Рыжова просто написала мне около двух лет назад, что ей нравится «М!Д!Ж!» и что она хочет с нами работать. По ее текстам было понятно, что она чувствует правду. Поэтому на третий сезон мы позвали ее в команду. Сергей Понасенков из Екатеринбурга написал для нас сценарий, и мы пригласили его в Москву. Так что да, мы открыты к сотрудничеству.
Какой атрибут из 90-х вы бы хотели иметь в своей реальной жизни?
Александр Белов: При всей ностальгии по 90-м мне нравится прогресс. Если я захочу показать своей дочери компьютер, на котором я играл в игры, то смогу его достать в настоящем. А вот достать из 90-х человека сложнее. Так что я бы очень хотел, чтобы Влад Листьев был жив (популярный в 90-х телеведущий, автор и первый ведущий телепередач «Взгляд», «Час пик», «Поле чудес» и «Тема» – прим. ред.). Мне было бы интересно посмотреть, что бы он сейчас делал.
Петр Внуков: Могу сказать о травмирующем атрибуте из 90-х, который я бесконечно компенсирую в настоящем. Однажды я не вернул кроссовки парню из сборной Латвии по футболу после сборов – мне, конечно, потом дали по шапке. Теперь я это компенсирую – бесконечно покупаю себе кроссовки!
Контент PREMIER бесплатно доступен клиентам Триколора в составе пакета каналов «Единый Ultra».
Фото: Good Story Media