В Армении завершились съемки российского художественного сериала «Последователи» с Мариной Александровой, Виктором Добронравовым, Ольгой Тумайкиной и Юрием Быковым в ведущих ролях. Проект режиссера Гамлета Дульяна («Мы», «8 способов любить») рассказывает о семье Андрея и Веры, которая безуспешно пытается завести ребенка, потому что у женщины диагностируют бесплодие. В надежде на чудо Вера и ее муж отправляются в далекий тайный скит, где живет некий целитель. И чудо случается: Вера беременна. Но теперь Андрею во что бы то ни стало надо спасти свою Веру от влияния тайного культа. TV Mag встретился с режиссером «Последователей» Гамлетом Дульяном и узнал подробности съемок этого остросюжетного сериала.
Гамлет, вы уже говорили, что сценарий «Последователей» родился из размышлений о влиянии смыслов на человека. Как долго он писался и почему облек форму в жанре триллера?
В качестве идеи эта история существует у меня довольно давно, лет шесть. И изначально мои мысли были направлены в сторону триллера, так как в этом жанре элемент тайны имеет важнейшее значение. Тайна в сюжете, которую надо раскрыть, это всегда интересно. Особенно, когда в сюжете задействованы вопросы, на которые, на первый взгляд, нет ответов.
Какая задача была самой сложной на пути создания сериала?
Когда заканчивается проект, то уже сложно выявить что-то одно. В целом процесс создания кино или сериала - это мучительно. Это сложное и тяжелое искусство, где жалеть себя нельзя ни в коем случае, если хочешь, чтобы получился отличный продукт.
Судя по аннотации, сюжет фильма строится вокруг некой общины, таинственной секты. Брали ли вы за основу этой общины какие-то реально существующие организации, собрания, этносы?
Да, конечно. Я и мой автор сценария, Ирина Кам, провели серьезную работу: мы исследовали реально существующие секты, консультировались со специалистами по новым религиозным движениям. Короче говоря, нам было важно, чтобы в основе нашего фильма был правильный смысловой фундамент. В первую очередь, мы обратились к духовному христианству – это еретическое направление в православии.
Как долго длился кастинг? Как поняли, что именно Марина Александрова и Виктор Добронравов подходят на главные роли?
Главных героев я искал недолго. Виктор и Марина были утверждены практически сразу. Это два профессионала, знающих свое дело, и на пробах это было сразу понятно. А еще они знают друг друга давно, и это сильно помогало в их работе над персонажами. Самое трудное на этапе кастинга – это верно соотнести графики всех артистов, особенно, если они востребованные. Марина Александрова, Виктор Добронравов, Ольга Тумайкина, Юрий Быков – для согласования графиков таких артистов требуется много времени, да еще у нас была экспедиция в Армению, что в разы усложняло переговоры. А отказываться не хотелось ни от кого, все идеально подходили для своих ролей. Но благодаря стараниям кастинг-директора, второго режиссера, агентов и самих актеров, которые были сильно заинтересованы в проекте, нам удалось добиться целей.
Кого из актерского состава искали дольше всех?
Однозначно – актера на роль отца Афанасия. Это необычный и сложный персонаж, и не каждый артист может раскрыть эту роль. Вадим Сквирский прекрасен. Хочу поблагодарить моего кастинг-директора Светлану Ершову за такую находку. И не только за нее!
Юрий Быков – неожиданный выбор. Почему именно он?
У Юрия актерское образование, поэтому профессией он владеет. Я позвонил ему лично, предложил роль, позвал на пробы. Он сделал все великолепно! И мы сразу поняли: вот, это наш Борис!
Быков тоже режиссер. Создавало ли это творческие разногласия на съемочной площадке или в процессе обсуждения роли?
Наоборот, это помогало. Актеры, которые являются еще и режиссерами, знают кинопроцесс со всех сторон, поэтому и понимают какие-то вещи без дополнительных вопросов. На фильме «Мы» я работал с Филиппом Янковским, который тоже режиссер. И могу сказать то же самое: Филипп – профессионал высокого уровня, и процесс протекал очень комфортно и продуктивно.
Почему часть съемок проходила в Армении?
Большая часть. В Москве у нас была только одна смена. В Армении съемки проходили в двух городах: Дилижане и Ереване. Выбор этой страны обусловлен, в первую очередь, красотами и пейзажами, которые обогащают кадры, добавляя дополнительный объем и живописность. Сеттинг подходит под нашу историю, поэтому мы недолго думали!
Легко ли было найти в Армении актеров славянской внешности на эпизодические роли и в массовку, ведь по сюжету фильма действие происходит в России?
У нас почти все артисты из России. Мы их привозили в Армению. Это была экспедиция в полном смысле этого слова. Лишь несколько актеров было найдены в Армении, среди которых прекрасная Юлия Шарова, которая переехала недавно в Ереван. Что касается актеров массовых сцен, действительно, поиск протекал не без трудностей. Но за последнее время в Армению переехало огромное количество людей из России, Украины и Беларуси, поэтому это нам, конечно же, помогло.
Расскажите о съемках в Армении – какие плюсы и минусы выделите?
Про плюсы я сказал: здесь очень красиво, и это видно в кадре. Также здесь все близко, что упрощает логистику, что очень важно, когда у тебя большое производство и задействовано много людей и техники. Минусов не так много, но, пожалуй, выделю один – невысокий уровень кинопроизводственной инфраструктуры (в самом широком смысле) относительно Москвы. Оно и понятно, здесь поток производства несравним с Россией. Уверен, что с увеличением потока вырастет и уровень.
Какой вы режиссер на площадке? Диктатор или демократ? Кричите или говорите спокойно? Любите пару дублей или снимаете по 20 дублей? Строго по раскадровке или любите вольности?
Зависит от ситуации, где-то необходима моя поддержка и совместное обсуждение каких-то вопросов, но где-то нужно быть жестким, чтобы поддерживалась дисциплина и не расслаблялась команда. И это очень важно, когда ты работаешь в диком темпе. Я не люблю делать много дублей. Существует миф, что чем больше дублей ты делаешь, тем лучше работаешь. Но на деле все наоборот. Малое количество дублей говорит о том, что ты серьезно подготовился к съемкам и точно знаешь, чего хочешь. Каждый последующий дубль изнуряет артистов и команду, и они уже устают к концу смены, вернее, ослабляется уровень их мобилизованности и сосредоточенности. По этой же причине я ненавижу переработки. Лучше спланировать жестко и четко по раскадровке (хотя незначительные отклонения возможны) съемочный процесс, чем мучить команду большими переработками и по итогу снизить эффективность работы и результата. Поэтому я и беру в команду людей, преданных делу, а также очень талантливых и умных артистов, которые знают свое дело. И еще репетирую с ними и провожу скрупулезные читки. Тут у каждого свой подход к делу, мой именно такой. Даже великие работают по-разному, не существует единого верного способа снимать кино.
Как создаете на площадке рабочую атмосферу и вдохновляете команду, когда у вас, как у режиссера, и без того много проблем?
Надо понимать, что вся команда, все участники производства, актеры, художники, операторы – все мы занимаемся одним и тем же делом. Рассказываем одну и ту же историю. И то, что люди собрались вокруг нее, уже говорит о заинтересованности в проекте. Во всяком случае я беру только таких людей. Что касается самой площадки, то моя вовлеченность в процесс и трудоспособность становится примером и вдохновляет. Я не раз замечал, что чем более рьяно ты отдаешься делу, тем сильнее вдохновляется команда. Моя страстная любовь к нашему фильму вдохновляет команду.
Что больше всего любите в своей профессии, а что – нет?
Ненавижу процесс поиска инвестиций, а больше всего люблю видеть результат своего труда.
Когда сериал выйдет на платформе и зачем зрителю стоит смотреть «Последователей»?
«Последователи» – это остросюжетный многосерийный фильм о вере и смыслах. Это мое личное исследование влияния смыслов на человеческие отношения. Это закрученный сюжет, где роли исполнили прекрасные артисты. Это очень актуально, эмоционально и глубоко. Информации о дате выхода пока нет. Но надеюсь, что сериал выйдет уже зимой!
Фото: режиссер Гамлет Дульян