14 марта на Первом канале стартует долгожданный показ 12-серийной историко-приключенческой картины «Янычар», рассказывающей о казаке Алёхе, который попадает в плен к османскому султану, когда отправляется на чужбину поклониться Деве Марии и исполнить таким образом волю отца. Масштабный проект, в котором принимали участие актеры из более десяти стран, снимали в России и Турции.
Продюсер и шоураннер «Янычара» Елена Денисевич уже рассказывала TV Mag о процессе съемок исторического проекта. А в преддверии премьеры мы поговорили с Еленой о том, почему сериал о Смутном времени актуален сегодня, для каких актеров русский язык оказался неподъемным и о других деталях сложного съемочного процесса.
У вас огромный опыт создания сложнопостановочных проектов: «Золотая Орда», «Великая», «Григорий Распутин», «Гостиница «Россия» и др. Что стало для вас профессиональным вызовом на «Янычаре»?
Действительно, в моей фильмографии – больше десятка исторических проектов. Это всегда очень сложно. И каждый проект для меня – это вызов. В «Янычаре» он состоял в том, что события фильма происходят в Турции XVI–XVII веков, что само по себе уже сложно. Визуализация османских традиций должна была выглядеть достоверно, аутентично и не должна была никого обидеть или, что вовсе недопустимо, оскорбить. Более того, большая часть съемок проходила на территории Турции – в декорации, расположенной в нескольких десятках километров от Стамбула, куда до нас еще не ступала нога российских кинематографистов. Это было прекрасное, но чужое «поле», где надо было играть по непривычным для нас правилам. В этом и состоял продюсерский вызов. Слава богу, у меня была отличная команда исполнительных продюсеров, мы решали проблемы вместе. Два месяца мы жили всей съемочной группой в Турции – было тепло, красиво, хорошо, но это были очень непростые дни. Но я думаю, что мы справились.
К какому выводу пришли во время съемок в Турции: каким образом удалось никого не обидеть и при этом выполнить поставленные художественные и производственные задачи?
Вывод не нов. Я делала его не раз. Чтобы добиться цели, надо сделать ее общей, а дальше искать все пути, чтобы понять друг друга и договориться. В итоге мы расстались с нашими турецкими коллегами на дружеской ноте. Нам удалось достичь результата, и мы очень благодарны всем, кто прошел с нами этот путь.
В «Янычаре» снимались и звезды, и большое количество талантливых малоизвестных актеров. Расскажите, кто вас удивил?
Кастинг был длительным и тщательным. На все главные роли сначала были предложены очень хорошие российские актеры. Но директор Дирекции кинопоказа Первого канала Сергей Титинков, курирующий проект, увидев наш «российский» кастинг, предложил подумать над возможностью привлечения в проект новых лиц, которые будут выглядеть аутентичнее и достовернее в сюжете, большая часть которого развивается в Великой Порте конца XVI века. Мы подумали… и начали кастинг заново. Отбирали исполнителей скрупулезно и дотошно. Каждый из отобранных актеров прошел серьезные пробы. И ни в одном из них мы не разочаровались во время съемок. Если и были проблемы с «актерским департаментом», то разве что с турецкими актерами, которых мы приглашали на эпизодические роли. Нам пришлось обучать их русскому языку: этот процесс был сложнее, чем какой-либо другой на этом проекте. Русский язык для турецких актеров оказался практически «неподъемным грузом».
Османов играют только турки?
Не только. Главные «турецкие» роли играли актеры из разных стран. Например, азербайджанцы очень похожи на турок. И религия у них одна. Поэтому у них отлично получилось вжиться в роли османов. Разных персонажей играли и прекрасные актеры из Грузии, Армении, Осетии, Сербии.
Елена, возникали ли ссоры или недомолвки на площадке такого интернационального проекта?
Наша съемочная площадка собрала представителей практически двух десятков разных национальностей – и я клянусь вам, среди нас не было ни единого разногласия, касающегося политики, религии, различных точек зрения! Русские, армяне, азербайджанцы, осетины, абхазцы, латыши, сербы, белорусы, евреи, татары, украинцы – все мы увлеченно и с удовольствием работали, дружили и вместе преодолевали производственные трудности, которых, естественно, было немало.
Шоураннер должен вдохновлять команду, гореть проектом. Но как это делать при таких сложных условиях на протяжении года и больше? Где вы берете ресурс?
«Горение», о котором вы говорите, – это обязательное требование к профессии. Если шоураннер не «горит» проектом, за который взялся, то он и не шоураннер вовсе. «Восполняемость» энерогоресурса – это то, что прикладывается к желанию и искренней любви к делу, которым занимаешься. Я убеждалась в этом каждый из нескольких десятков раз – столько проектов было спродюсировано мною за десять лет работы в кинокомпании «Марс Медиа». У меня настройка на вдохновение возникает по умолчанию, причем в тот момент, когда я берусь за дело. Усталость, конечно, бывает, но каким-то волшебным образом проходит.
Насколько проект «Янычар» исторически достоверен?
«Янычар» – это историко-приключенческая драма с существенным элементом мелодрамы. Историческая реальность послужила лишь поводом для наших фантазий о далеком времени, о любви, о подвигах, о чести, о долге. Строгая реконструкция исторических фактов и событий не была нашей целью. Нас интересовали чувства, отношения, настроения и устремления тех, кто жил задолго до нас. Ведь, как оказывается, то, что переживали наши далекие предки, до сих пор созвучно нам.
С каким чувством, по-вашему, зрителю надо смотреть сериал «Янычар»?
Я вряд ли смогу ответить на ваш вопрос. Чувства, с которыми зритель садится к экрану, сложно моделировать. Думаю, у всех они будут разными. Но я лично очень хотела бы, чтобы, посмотрев 12 серий нашего кино, наш «зритель» стал бы добрее, обнял бы того, кто сидит рядом, позвонил бы близким и порекомендовал посмотреть новый российский проект под названием «Янычар», улыбнулся и не пожалел о потраченном на просмотр времени.
Говорят, успех невозможно предугадать…
Никогда! Угадать – да, но спрогнозировать – вряд ли. Но можно и нужно сделать всё возможное, чтобы сделать проект, интересный зрителям.
Каких других проектов ждать от вас в будущем?
Сегодня я уже в плотной подготовке второго фильма из цикла «Великая» – съемки начнутся уже в марте. Важно отметить, что это не второй сезон, а именно второй фильм. В нем будут другие актеры, другая команда, другие режиссер и оператор, а значит, это будет совершенно новое произведение. Так что ждем эфира «Янычара» и уже работаем над новыми проектами.
Фото: Марс Медиа