Наверх
3039

Оксана Бондарчук
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Готов к борьбе: в прокат выходит претендент на премию «Оскар» – российский фильм «Рай»

Ради этого фильма Юлия Высоцкая похудела до истощения и побрилась налысо, Виктору Сухорукову пришлось преодолеть страх и перевоплотиться в нацистского лидера Генриха Гиммлера, всем актерам – перечитать полсотни книг о 40-х годах XX века, съемочной группе – работать на трех языках, снимать одновременно на пять камер и искать подлинные декорации времени – начиная от настоящих немецких замков. Фильм «Рай» Андрея Кончаловского – это камерная драма о трех людях, жизнь которых меняет холокост, которая собрала награды ведущих мировых фестивалей. «Рай» также вошел в шорт-лист премии «Оскар» 2017 года.

триколор, тв, журнал, премьера

Драма «Рай» рассказывает об ужасах холокоста

СЮЖЕТ

Вторая мировая война. Сюжет фильма разворачивается вокруг трех героев. Ольга – русская аристократка, эмигрантка и участница французского Сопротивления, которая жертвует собой и своей беззаботной жизнью ради другого человека. Жюль – жизнелюбивый француз и семьянин, который начинает сотрудничать с фашистами и старается не задумываться, во что ввязался. А Хельмут – молодой амбициозный офицер СС, наследник благородной немецкой семьи, который искренне верит в идеалы Рейха. Трем героям предстоит принять сложные решения в своей жизни и понять, возможно ли остаться человеком, испытав ад на земле.

КОМАНДА И СОЗДАНИЕ

Андрей Кончаловский выступил не только как режиссер, но и как сценарист и продюсер фильма «Рай». Для своего нового фильма он выбрал тему холокоста, чтобы в настоящем мы не забывали правду и ужасы прошлого.


Режиссер, сценарист и продюсер Андрей Кончаловский:

«Один из самых ужасных моментов в истории нашего поколения – подъем нацистcкой власти и уничтожение миллионов евреев, а также тех, кто не вписывался в картину "идеального немецкого рая". Эти зверства раскрыли глубины человеческой натуры, предрасположенной ко злу, и, хотя события происходили в прошлом, похожие радикальные настроения и ненависть, очевидно, существуют и сегодня, угрожая жизни и безопасности многих людей по всему миру».


Фильм рекомендован к просмотру для лиц старше 16 лет

Вместе с Еленой Киселевой Андрей Кончаловский написал сценарий за несколько месяцев, сотрудничая с консультантами-историками. С самого начала автор принял решение снимать фильм «Рай» максимально реалистично, достоверно, чтобы зритель почувствовал, что он смотрит архивные видеосъемки, «которые были смонтированы таким образом, чтобы сложилась связная история с акцентом не на мелодраматизм, а на наблюдение за жизнью и смертью, за обреченностью ложных идеалов».

Именно поэтому творческая группа проекта отсмотрела несколько сотен часов материалов из архивов России, Германии, Франции, Америки, в том числе работала с уникальными фотоматериалами, находящимися на хранении в закрытых архивах. Также в целях передать все максимально точно режиссер решил снимать фильм на трех языках – русском, немецком и французском (ведь если актер будет говорить на родном языке – тогда на экране все будет правдоподобно и откровенно).

Также из-за стремления к достоверности режиссер Кончаловский решил не приглашать в свой фильм звезд (чтобы лица актеров не напоминали зрителям другие роли). Кастинг артистов шел параллельно в трех странах – России, Германии и Франции. В итоге главную роль немца Хельмута сыграл почти неизвестный Кристиан Клаус, актер Дрезденского театра. Он даже не знал, кто такой всемирно известный режиссер Андрей Кончаловский, раздумывал, идти ли вообще на пробы, но русский друг надоумил – не упустить этот шанс ни за что! А после шестичасовых проб Кристиан Клаус осознал, в какой грандиозный проект ему посчастливилось попасть.


Актер Кристиан Клаус:

«За это время я понял масштаб личности этого человека и замысел, который он хотел воплотить в фильме, и стал опасаться, что у меня может не все получиться из-за недостатка опыта. Я признался Кончаловскому, что сомневаюсь, и спросил, действительно ли я, начинающий актер, подхожу на эту роль. На что он ответил: "Если я считаю, что ты должен играть, то пожалуйста, не ставь мое мнение под сомнение"».


Евро 2016

«Рай» снимали максимально реалистично, создавая ощущение просмотра архивных кадров

На главную роль Ольги режиссер пригласил свою супругу – актрису и телеведущую Юлию Высоцкую. Специально для съемок фильма Юлии Высоцкой пришлось измениться до неузнаваемости – похудеть практически до состояния истощения и подстричься налысо.


Актриса Юлия Высоцкая:

«Если бы я полностью не полагалась на Кончаловского как на режиссера, то не раздевалась бы в кадре, не брилась бы под машинку, не озвучивала бы труднейшие по своему эмоциональному накалу сцены на французском языке, да и, пожалуй, многое другое не делала бы. Когда меня наголо брили, я, может быть, и чувствовала гнев, но к мужу, а не к режиссеру. Во мне в таких случаях, слава богу, всегда побеждает актриса».


Самым трудным был кастинг на роль единственного реально существующего в истории персонажа – Генриха Гиммлера. Создатели очень долго искали актера, внешне похожего на этого нацистского лидера. Отсмотрев всю актерскую Германию и даже Францию, Кончаловский остановил свой выбор на российском актере Викторе Сухорукове. Тот поначалу испугался, что не справится с задачей, но работа с режиссером придала ему веры в свои силы.

Смотрите «Рай» в кинотеатрах с 19 января

Все актеры погружались в эпоху и прочитали полсотни книг о времени Второй мировой войны и холокосте из выданного им режиссером специального списка.

Фильм снимали в России и Германии интернациональной съемочной группой и сразу – на несколько камер (что является редкостью в кино). Кончаловский не создавал картину буквально по сценарию – текст переписывался по ходу съемок, а актеров просил переживать роль и говорить те слова, которые им приходят во время погружения в образ. Чтобы усилить документальный эффект, фильм «Рай» снимали в черно-белом варианте.

ОЖИДАНИЯ

Драму «Рай» стоит посмотреть хотя бы потому, что эта российская картина уже стала событием в мире кино: фильм получил признание и призы ведущих международных фестивалей в Каннах, Венеции, Берлине, Сан-Себастьяне, Москве, получив высокие награды от профессионалов.

«Рай» рассказывает об ужасах холокоста, но это, тем не менее, – камерная драма, поэтому зритель не увидит в фильме сцен массового уничтожения и масштабных панорам того времени. Ужас происходящего ощущается через состояние главных героев, которым приходится сохранять свою человечность в чудовищных условиях войны.



ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.