Зомби-апокалипсис с социальным подтекстом: всё, что нужно знать перед просмотром фильма «Поезд в Пусан»
Тема зомби в мировом кинематографе не просто не нова – она, казалось бы, уже набила оскомину. Нет, ну, в самом деле, сколько уже можно снимать фильмы про оживших мертвецов, популяция которых увеличивается через укусы в геометрической прогрессии, и про мирных жителей, которые стремятся спастись от этого ужаса? После чтения аннотации к фильму «Поезд в Пусан» поначалу испытываешь скептицизм. Кино про зомби, да еще и южнокорейское… Но эта картина, пожалуй, западет в душу даже самым искушенным киноманам.
Мировая премьера фильма состоялась 13 мая этого года
СЮЖЕТ
Маленькая девочка Су-ан после развода родителей осталась с папой. Ее отец, Сок-ву, вечно занятой бизнесмен, уделяющий дочери недостаточно внимания, да еще и конкретно не угадавший с подарком на день рождения ребенка. Решая исправиться, он обещает дочери отвезти ее к маме в Пусан. Поезд из Сеула идет несколько часов, расстояние – 442 километра. Они садятся в поезд, не обратив внимания на то, что около центрального вокзала – скопление автомобилей спецслужб. В конце концов, город огромный, мало ли что там могло случиться. Уже в пути они узнают: страну внезапно атаковал неизвестный вирус, превращающий людей в кровожадных зомби. Единственный город, которому удалось отразить эту напасть, – как раз Пусан, но до пункта назначения еще надо дожить. Дело в том, что в отправляющийся поезд успела-таки попасть одна зараженная женщина. Что из этого получилось, вы и сами отлично понимаете: половина пассажиров немедленно превращается в зомби, вторая половина всю дорогу пытается выжить любой ценой. Впрочем, недостаточно выжить, чтобы остаться человеком.
СОЗДАНИЕ И КОМАНДА
Отдельные зрители уже успели посмотреть «Поезд в Пусан» без перевода. Премьера фильма состоялась еще 13 мая этого года на Каннском кинофестивале. Критики тогда встретили картину восторженно, да и рецензии в иностранных блогах почти сплошь положительные. И это поразительно, потому что вообще-то режиссер Ён Сан-хо прежде никогда не снимал полнометражных фильмов – «Поезд в Пусан» стал для него дебютом в большом кино, а до этого он занимался анимацией. В частности, в этом же году он доделал мультфильм под названием «Станция «Сеул», который является приквелом «Поезда в Пусан» (!). Известно, что события в нем разворачиваются за день до того, что происходит в фильме.
Слоган: «Остаться в живых или остаться человеком»
Актеры, сыгравшие в картине, знакомы любителям южнокорейского кино – Кон Ю, Ма Дон-сок, Чон Ю-ми и другие. У себя на родине они достаточно популярны. Десятилетняя Ким Су-ан, чью игру многие отметили особо, успела до «Поезда в Пусан» сняться в полутора десятках фильмов, так что по праву может считаться профессиональной актрисой.
В Южной Корее фильм побил все возможные рекорды по кассовым сборам. Кроме того, в прессе уже мелькает информация о возможном ремейке. Если продолжение увидит свет, то оно может быть снято или в США, или во Франции – во всяком случае, представители нескольких крупных киностудий уже озвучили свои мысли на этот счет.
ОЖИДАНИЯ
Удивительно, но факт: любителей ужастиков в чистом виде «Поезд в Пусан» может даже разочаровать, несмотря на то что зомби «прорисованы» очень качественно, а напряжение не отпускает до последней минуты. Дело в том, что режиссер создал прежде всего социальную драму, и только потом уже хоррор. Не наигранно, а максимально реалистично показаны эмоции людей, оказавшихся в ловушке: безысходность и неизвестность, когда родные не отвечают на звонки, а товарищи погибают на глазах, страх из-за невозможности защитить ребенка, жертвенность, когда кто-то решает отдать свою жизнь, чтобы спасти более слабого, и так далее. Особенно интересно наблюдать духовную эволюцию главного героя: за несколько часов из невнимательного и сверхзанятого человека он превращается в нежного самоотверженного отца. Другие же пассажиры, напротив, в экстремальной ситуации демонстрируют не самые лучшие свои черты.
На российские экраны лента «Поезд в Пусан» выходит 24 ноября
Графика и экшен-сцены сделаны очень качественно, так что мурашки ползут по коже. Особенно здорово удалось сыграть на контрасте между замкнутым пространством и той неизвестностью, что царит снаружи. И хотя многие моменты сняты довольно натуралистично, «расчлененки» и «мяса», присущих таким фильмам, здесь нет – в самый жуткий момент меняется план, и внимание зрителя акцентируется на чем-то другом.
Как уже говорилось, над гримом зомби поработали на славу, а повадки чудовищ несколько отличаются от того, что мы видели раньше, пусть их образы и поведение во многом заимствованы. В этом фильме ожившие мертвецы стремительны, а заражение происходит мгновенно, сразу же после укуса. Зато атаковать зомби могут только того, кого видят, то есть они не вычисляют жертву по запаху. Поэтому с ними можно бороться довольно оригинальными способами – например, набросив куртку им на голову.
Концовка остается неясной, печальной, но с надеждой на то, что все-таки все будет хорошо, пусть даже не сразу – как раз остается «свободное пространство» для сиквела. А маму, к которой едут дочка и папа, мы, к слову, так и не увидели – ни в самом действии, ни даже в воспоминаниях героев.
Фильмов о зомби не счесть – «Война миров Z», «Обитель зла», «Добро пожаловать в зомбилэнд», «Зловещие мертвецы», «Запретная зона», «Зараженная». Казалось бы, сделать что-то интересное и самобытное в этом жанре просто невозможно, но корейская работа получилась ничуть не хуже, а во многом даже и лучше. Некоторые зрители прежде и вовсе не видели фильмов производства Южной Кореи; что ж, вот достойный образец для первого знакомства.