Во время просмотра этой ленты вам наверняка будет тяжело и больно. Может быть, даже захочется выйти из зала. Но если вы досидите до конца, то у вас наверняка возникнет ощущение, что это один из сильнейших фильмов в вашей жизни. «Аннетт» – трагическая история любви, в основе которой личная драма создателя этой картины.
СЮЖЕТ
Надо заметить, сюжет этого фильма, открывавшего нынешний Каннский кинофестиваль, долгое время держался в секрете, а из трейлера не понятно ровным счетом ничего. Краткий синопсис гласит: стендап-комик теряет любимую жену, оперную певицу, и остается с двухлетней дочерью, у которой есть необычный дар. Да, все вышеперечисленное в «Аннетт» присутствует, но это совсем не главное. Сначала зрителя ждет откровенная и надрывная, пусть и непродолжительная, история любви двух главных героев. Любовь эта меняет каждого из них до неузнаваемости. А плод этой самой любви – внимание, здесь будет спойлер! – представлен в виде жутковатого вида деревянной куклы, чем-то напоминающей Пиноккио. Это и есть девочка Аннетт, в которой родители души не чают, общаясь с ней как с самым обыкновенным ребенком. Кукла «оживет» лишь в конце – и тогда же до зрителя дойдет весь болезненный смысл этой чудовищной метафоры.
И да, это мюзикл, причем очень насыщенный. Поют здесь абсолютно все, и песен намного больше, чем диалогов. Но никакой легкости фильму это не придает – скорее наоборот.
СОЗДАНИЕ И КОМАНДА
Режиссерское кресло занял француз Леос Каракс, снимающий редко, но метко и имеющий репутацию слегка сумасшедшего гения. Мы знаем его по таким лентам, как «Пола Икс» и «Корпорация "Святые моторы"». «Аннетт» – первый его фильм за последние девять лет.
Производство ленты затянулось. Сначала ключевую женскую роль должна была сыграть Руни Мара, потом – Мишель Уильямс. В итоге оперную певицу Анну, жену главного героя, сыграла Марион Котийяр. Главная мужская роль досталась Адаму Драйверу, которого прежде всего все помнят по «Звездным войнам» – там он сыграл Кайло Рена, внука Дарта Вейдера.
Сценарий и потрясающие песни, которыми эта лента наполнена, написала группа Sparks. Участников коллектива можно увидеть здесь воочию – они появляются и в начале, и в конце фильма.
О старте съемок было объявлено еще в 2017-м, фильм упоминали в числе наиболее ожидаемых премьер 2018 года, но официальный трейлер появился лишь в начале 2021-го, и тогда же стало известно, что именно «Аннетт» откроет Каннский кинофестиваль, где картина получила приз за лучшую режиссуру.
ОЖИДАНИЯ
Посмотрев трейлер, многие зрители ожидали второго «Ла-Ла Ленда» или чего-то в этом же духе. Немудрено, что после первого же показа публика оказалась, мягко говоря, обескураженной. А те, кто хоть немного знаком с биографией Леоса Каракса, поняли все намного лучше. Десять лет назад при загадочных обстоятельствах скончалась жена режиссера, русская актриса Катерина Голубева, его муза и мать его дочери Анастасии. Он уже посвятил ее памяти предыдущую свою картину – «Корпорацию "Святые моторы"». Здесь, в «Аннетт», печаль Каракса достигает апогея, от некоторых сцен веет безнадегой, но и параллели с его жизнью просматриваются отлично, особенно в финале, где главный герой, будучи загримированным, обретает узнаваемые черты Леоса. И каждый найдет здесь какую-то свою тональность боли. Потеря возлюбленной, искаженная родительская любовь, депрессия, отсутствие веры, безуспешный поиск жизненного пути, предательство, непонимающее окружение и многое другое слились здесь в бурный поток, который буквально сносит главного героя. Наступит ли исцеление? Нужно дождаться финала! Это будет непросто, потому что фильм в буквальном смысле мучает зрителя, играя на нервах и нажимая на больные точки. Но и такое кино имеет право на существование – более того, оно необходимо, чтобы мы не очень-то расслаблялись в мягких креслах кинотеатра.