Сомневаться будем до конца
На канале «Семейное HD» в воскресенье, 28 июня, покажут американскую драму «Сомнение» с Мэрил Стрип в главной роли.
Фильм получил номинаций на «Золотой Глобус» и «Оскар»
Американская школьная драма (хотя дети здесь находятся не просто в страдательном залоге, но выполняют скорее роли статистов). Действие происходит в шестидесятые, вскоре после убийства президента Кеннеди, в ирландско-итальянской католической школе св. Николаса. Основная интрига разворачивается между взрослыми — ректором школы и приходским священником Флинном в исполнении чрезвычайно востребованного артиста Филипа Сеймура Хоффмана, скончавшегося в прошлом году, молодой учительницей-монахиней сестрой Джеймс (Эми Адамс) и жестоковыйной директрисой Элоизой, которую играет императрица сцены и экрана Мэрил Стрип. Фильм поставлен драматургом Джоном Патриком Шенли по собственной пьесе, несколькими годами ранее получившей Пулитцеровскую премию.
Конфликт строится вокруг единственного чернокожего ученика, поступившего в один из классов школы, чтобы позднее перевестись в хорошую хай-скул (аналог наших старших классов с 9-го по 11-й) и получить возможность попасть в колледж, что в американские шестидесятые для черного подростка было ох какой непростой задачей. Прогрессивный и обаятельный отец Флинн как может поддерживает мальчика, берет над ним своеобразное шефство.
Директриса сестра Элоиза, казалось бы, воплощает все косное и отжившее: воюет с шариковыми ручками и поп-музыкой, приводит в трепет и учеников, и монахинь-учительниц, от ее гнева даже взрываются лампочки. С циничной прямотой она заявляет о том, что на рождественском представлении черному парнишке Дональду Миллеру лучше дать роль поменьше, чтобы он не слишком бросался в глаза. Молоденькая сестра Джеймс — сама доброта, мечется между человечным Флинном и уважаемой начальницей.
Казалось бы, с ходу понятно, кто здесь воюет на светлой стороне, и когда директриса высказывает подозрение, что поддержка Флинном чернокожего Дональда не слишком невинна и бескорыстна, симпатии зрителя на стороне симпатичного священника. Они были бы и вовсе безусловны, если бы не игра Мэрил Стрип, которая в последнее время достигла такой мощи, что одним появлением в кадре, по замечанию критика Станислава Зельвенского, «выжигает вокруг все живое». После пары ее эскапад и длинные ногти отца Флинна, и засушенные меж страниц его Библии цветочки начинают казаться действительно весьма подозрительными...
История окажется куда более сложной, чем можно было бы предположить
Этой умной, непростой, и местами красивой картине несколько вредит подчеркнутая многозначительность режиссерских решений: развеваются рясы, дети поют в церковном хоре, летают в воздухе перья, пожухлые листья, снег... Пейзаж неблагополучного нью-йоркского района (действие происходит в Бронксе) странным образом напоминает рабочий район английского индустриального города. Некоторая режиссерская слабость «Сомнения» в значительной степени искупается историей, снятой на полунамеках, захватывающей игрой Мэрил Стрип и весьма приличной — остального каста.
В сухом остатке мораль драмы можно назвать скорее консервативной: чего бы нам ни хотелось, люди рождаются не равными, а разными, и единственным способом реализации человечности служит постоянная работа над ошибками и стремление к добру, в котором при этом никогда не может быть окончательной и безусловной победы.