20 мая в прокат выходит комедия Владимира Котта «Конец фильма» с Валентином Самохиным, Егором Бероевым, Натальей Сурковой, Яной Трояновой и Виктором Хориняком в главных ролях. Фильм рассказывает о кризисе режиссера Мити, который сбегает со съемочной площадки сериала, чтобы написать что-то гениальное. В побеге ему помогает призрак Марчелло Мастроянни. TV Mag поговорил с режиссером и сценаристом Владимиром Коттом о режиссерских кризисах, гениальности и современной киноиндустрии.
Владимир, как вам в голову пришла такая идея – снять фильм про режиссера в смятенных чувствах?
В моей жизни наступил период, когда стало сложно снимать просто за деньги. И однажды я просто захотел сбежать со съемок. По-настоящему. Встать и уйти. Я, конечно же, этого не сделал, но зато написал сценарий про того, кто сбежал. Про то, что вроде бы можно так всю жизнь снимать непонятно что, но хочется делать еще и кое-что важное.
Какие-то сцены из реальной жизни вошли в фильм?
Там много сцен, которые, с одной стороны, могли бы произойти в реальности, а с другой стороны, уже происходили. Это сцены, связанные с пробами, озвучанием, съемкой рекламы, – это все похоже на то, что было в моей жизни.
Герой оказался смелее, чем вы?
Конечно. Ему помог сбежать его лирический антипод, который живет в его голове. У меня такого человека в голове нет. Я слишком ответственный, чтобы сбегать.
Почему его лирический антипод – Марчелло Мастроянни?
Все режиссеры хотят быть либо Феллини, либо Тарковским. Тарковским я не хочу быть, потому что я не такой умный, а Феллини – чувственный. Я тоже чувственный, поэтому выбрал его.
Что бы вы поменяли в индустрии, чтобы не сбегать со съемок? Что не так?
В индустрии как раз все отлично. «Конец фильма» – это не сатира на индустрию, это про внутренний кризис художника. У людей же есть кризис среднего возраста, а есть еще кризис творчества. Это внутренний конфликт режиссера, который не может выбрать: не снимать компромиссные фильмы, ждать несколько лет и в итоге снимать гениально – или соглашаться и снимать что-то посредственное, зато всегда иметь работу. Я для себя выбрал – снимать, работать, потому что просто не могу без съемок. Но в итоге не все проекты для меня то, что хотелось бы.
Но ведь иногда надо много работать, чтобы впоследствии снимать гениально.
Да, я пошел по этому пути. Надеюсь на то, что что-то выйдет в итоге. Дэмьен Шазелл снял гениальную «Одержимость», но «Ла-Ла Ленд» стал его более слабым фильмом.
Говорят, когда снимаешь комедию, на площадке должно быть не смешно. Как вы понимаете, сработает шутка в итоге или нет?
Это внутренняя интуиция. Шутка всего лишь один раз шутка, второй раз уже может быть не смешно. Я смеюсь, когда пишу сценарий. Потом уже не смеюсь. Группа тоже читала сценарий, поэтому на площадке ей обычно тоже не смешно. Закон юмора действует так: смеется тот зритель, который впервые увидел шутку. На монтаже я всегда проверяю шутки на знакомых, на жене. Хотя прежде всего слушаю себя.
Кого из актерского состава искали дольше всех? Был ли мучительный выбор?
Мучительного выбора не было. Я писал сразу под героев – под Самохина и под Бероева.
Давали им импровизировать?
Конечно! Актер внутри персонажа и ситуации, он лучше знает, что делать, чем человек, который наблюдает со стороны.
У вас есть большая мечта?
Да. Быть независимым, не искать деньги на проект, всегда их иметь в достаточном количестве.
Вы уже говорили, что лента понравится, например, тем, кто любит стиль Вуди Аллена. Есть опасения, что широкий зритель «Конец фильма» не поймет?
Мне кажется, что до конца обычный зритель юмор не поймет. Я использую много профессиональных фраз, шуток. Но вместе с тем картина все равно, в общем, понятная и смешная.
Довлатов говорил, что не надо бояться быть средним. Почему режиссеры хотят быть великими?
Любое творение связано с амбициями. Они заставляют тратить силы, чтобы идти дальше. Я знаю режиссеров, которые снимают сериал и счастливы. Им больше ничего не надо. Но я не успокоенный человек. Я хочу дальше.
А судьи кто? Кто сегодня нарекает картины гениальными? Бывает ведь, что на пьедестал воздвигают мыльный пузырь.
Бывает и такой PR. Многие фильмы делают критики. Это признак индустрии. Это не трагедия, все в порядке. Я уже к этому спокойно отношусь. Все зависит от везения в том числе. Гению должно повезти.
Фото: СБ ФИЛЬМ, Маргарита Каррентс