На этой неделе на российские экраны вышла военная драма «Ржев», основанная на реальных событиях 1942–1943 годов. Премьера вызвала бурные обсуждения в Сети.
Действие разворачивается в 1942 году. Ржев становится одним из самых кровопролитных мест боевых действий. Под селом Овсянниково от роты советских солдат осталась только треть. После затяжных сражений рота Красной армии вытесняет врага, неся огромные потери. Но вместо подкрепления командир получает из штаба жестокий приказ: удерживать село Овсянниково любой ценой. Ясно, о какой цене идет речь – это жизни последних бойцов. Теперь командиру предстоит тяжелый выбор. Каждый из героев понимает, что живыми из этого переплета выбраться почти невозможно. В этот момент в Овсянниково, едва не погибнув под вражеским обстрелом, прибывает младший лейтенант – начальник особого отдела, который должен найти и разоблачить предателей среди своих. Лейтенант уверен, что только так можно приблизить победу. События приобретают непредсказуемый оборот.
Фильм вышел в прокат накануне, и по его поводу уже развернулась ожесточенная дискуссия в Сети*:
«Фильм произвел впечатление разорвавшейся бомбы! Слов нет, очень сильный фильм! Смотрел на одном дыхании от начала и до конца. Давно такое кино не снимали у нас. Огромное спасибо режиссеру, всем ребятам, участвовавшим в съемках великолепного фильма! Этот фильм надо запустить в мировой прокат»;
«Сегодня был на премьерном показе. Фильм смотрится на одном дыхании. Война без прикрас через холод, грязь, голод и всё, что выше этого. Трусость среди парней и мужчин презиралась всегда, малодушие, бесчестие это тоже - трусость. Сам слышал свист пуль и мин, вытаскивал осколки из раненых, видел лица погибших товарищей... Думаете война далеко? Пронзительный фильм, в сердце пронзительный. Обязательно детям покажу. Мой дед в 17 на фронт ушёл, в 18 был тяжело ранен и до 89 жил с четырьмя осколками в теле. Работал, песни пел, нас воспитывал, никогда ни унывай говорил, а о войне - ни слова... Спасибо дед!»;
«Вячеслава Кондратьева создателям фильма вообще приходится "оправдывать" на каждом шагу, скрашивая его излишне пессимистичный взгляд на войну. В "Ржеве" нет ура-патриотического ракурса, но и до откровенной чернухи Игорь Копылов ни разу не опускается. А всё потому, что под Ржевом пало около миллиона человек, и сам по себе этот факт до сих пор зияет незаживающей раной. Так что любые манипуляции и спекуляции здесь были бы совершенно неуместны»;
«Война - не только внешняя фабула картины. Конфликт - почти в каждом диалоге героев, да и внутри них самих. Они недоумевают, от чего им, не евшим сутки, не привозят еду, зато сразу присылают сотрудника НКВД. Кино снято качественно, четко, красиво, на уровне современных японских и южнокорейских фильмов. В нем хорошие резкие и очень реалистичные кадры»;
«Мы ходим на все военные фильмы, но "Ржев" произвел самое сильное впечатление, - делятся впечатлениями мужчины. - Он получился настоящим, без прикрас и пропаганды. В нем нет явных положительных героев. Кто-то из этих ребят вор, кто-то особист, кто-то просто слаб духом и готов на предательство. Но для нас они все - герои, идущие на верную смерть плечом к плечу»;
«Я вернусь посмотреть "Ржев" еще раз. Приведу внука»;
«Из зала вышел с комом в горле. Это очень нужный фильм. Ведь наши дети и внуки мало что знают о тех событиях. Надеюсь, с помощью ленты удастся донести память о войне»;
«Разочарован, как и сын, который ближе к концу спросил: "Автор сценария точно не Бондарчук?". — "Нет, не он".Главное ощущение состоит в том, что тот, кто придумал кинокартину, писал ее сценарий, работал над сюжетной линией, образами главных (да и второстепенных) героев, не знаком с военным делом... приказы бессмысленны, сопротивление бесполезно, сдавайтесь! Немцы что ли аннотацию к фильму писали? Несуразности лезут из фильма "Ржев" одна за одной, бросая тень на само представление поднятой темы страшных боев, в которых погиб миллион бойцов только с нашей стороны»;
«Каков же главный итог? Остается город воинской славы Ржев, каждый метр которого пропитан кровью наших солдат. Остается память. Появился фильм "Ржев" о митинг-войне, демократии и "каминг-аутах". Я разочарован. Я не буду советовать своим друзьям и знакомым идти на этот фильм. Всем желающим снимать про Великую Отечественную войну (включая Никиту Михалкова, который после выхода "Спасти рядового Райна" обещал снять шедевр про Сталинград) могу посоветовать обратиться к наследию режиссера Юрия Озерова. Попробуйте создать хотя бы что-то похожее. По крайней мере, стыдно за не умеющих ползать русских солдат не будет»;
«Очень выдающийся фильм. Сильно снят. Держит в напряжении от начала и до конца. При просмотре как будто сам попадаешь в гущу боя. По продолжительности фильм длинный,но от просмотра совсем не устаешь. Сочувствуешь героям кинокартины,особенно командиру. И понимаешь,чего стоили нашему командованию бои подо Ржевом. В фильме,кроме боя,есть и глубокие философские размышления. Запоминаются командир,комиссар,особист и простые солдаты. Данное произведение однозначно стоит пересмотреть,очень понравилось. Да,зрителей было достаточно. Понравилось,что актёры "незатёртые",нет Безрукова,Козловского,Машкова и т.п.»;
«Посмотрел сегодня, начало было прямо отличное, операторская работа, постановка боя с интересными мелкими деталями, но потом снова начинаются штампы современного российского военного кино - блатные, замполит в очках по имени Ефим, кровавая гэбня в лице фанатика, младшего лейтенанта госбезопасности. Ей богу, портят всё положительное, что есть в фильме. Зачем ? Вообще ожидал что-то более масштабное, исходя из названия, по факту показывают чуть менее суток из жизни стрелковой роты. Сцена ближе к концу фильма в развалинах церкви, как мне кажется, очень похожа сцену из Райана, в которой капитан Миллер говорил, что он школьный учитель. Концовка не очень понравилась, хотя обречённости в ней не ощущаешь. Несмотря на всё сказанное, фильм достойный»;
«Снято весьма достойно. Сцены боев зрелищные. Игра актеров хорошая. Смотрится интересно. Теперь о минусах. Во-первых, надоевшие еще в перестройку штампы. Тупой кровавый гэбист и блатной рецидивист, пошедший по зову сердца защищать Родину. Советская власть, которая "никогда людям не доверяет". Бледный и хлипкий политрук в очках и с длинным еврейским носом, говорящий цитатами из "краткого курса ВКПб" и передовиц газеты "Правда". Несколько улучшает впечатление то, что по сюжету раскрываются их лучшие стороны. Несмотря на зрелищность боев, временами возникает ощущение голливудщины. Однако, эти минусы лишь временами напрягают, и не портят общую картину».
В основу сценария фильма легла повесть «Искупить кровью» писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева. Режиссером ленты выступил Игорь Копылов, снявший такие фильмы, как «Ленинград 46» и «Наружное наблюдение», а также снявшийся в «Сестрах» и «Разведчицах». Главные роли сыграли Сергей Жарков («Спасти Ленинград», «Жить»), Иван Батарев («Никому не говори»), Александр Горбатов («Тихий Дон», «Молодая гвардия»), Александр Бухаров («Волкодав», «Слуга государев», «Господа офицеры: Спасти императора», «У каждого своя война», «Шальной ангел»).
Подробнее о премьере читайте здесь.
* – отзывы взяты из социальных сетей, орфография и пунктуация авторов сохранены.