Евгений Миронов играет Владимира Ильича Ленина в эмиграции, который наблюдает зарождение революционного движения издалека, в Цюрихе, и отчаянно пытается вернуться на родину. В картине «Ленин. Неизбежность», которая выходит в прокат 31 октября, режиссер Владимир Хотиненко пытается «оживить памятник» и показывает вождя пролетариата с человеческой точки зрения. Помимо Евгения Миронова, в фильме играют такие звезды, как Федор Бондарчук, Паулина Андреева, Максим Матвеев, Дарья Екамасова, Виктория Исакова и другие артисты. Накануне премьеры Владимир Хотиненко рассказал TV Mag о том, как зарождалась картина, в чем главные недостаток и достоинство Ленина и почему фильм актуален сегодня.
Владимир, изначально почему вы решили взяться за такой большой амбициозный проект про Ленина?
Началось все просто: российский телеканал предложил мне почитать сценарий, тогда это еще был сценарий Эдуарда Володарского (мы его впоследствии переписали). Тогда я для себя впервые услышал о такой персоне, как Парвуc, а также обо всех хитросплетениях, связанных с возвращением Ленина в Россию. И мне вдруг стало очевидно, что об этом не знал не только я, но и многие… Вообще никто ничего не знает! Так что если говорить о первом импульсе, то он был о том, чтобы попытаться распутать этот интересный клубок исторических событий и противоречивых свидетельств. На это ушло три года. В конечном счете мне было интересно, а из чего это все выросло, что это был за человек, и я, и Евгений Миронов пересмотрели все фильмы про Ленина, но он так и остался загадкой. Мне хотелось увидеть человеческое в памятнике, хотя многие ошибочно считают, что я хотел якобы обелить Ленина. А мне хотелось понять и рассказать, что было до трагических событий, из чего состоял этот человек, которого по определению всех серьезных исследователей считают самым великим деятелем, повлиявшим на ход истории.
Какие в созданном вами портрете самые главные достоинство и недостаток Ленина?
Если с общечеловеческой, бытовой точки зрения, то он был достаточно циничным человеком, для него важнее всего было достижение цели, а средства не имели значения. У него понятия о нравственности и морали были другие. Если смотреть на него как на человека, который изменил историю, то оценка будет совсем иная. Его положительная сторона в том, что в общем и целом он ничего худого не хотел! Идея борьбы с социальным неравенством не устарела до сих пор, и в ней ничего плохого не было! Идея коммунизма – это в попытке утвердить справедливый мир, кодекс строителя коммунизма – это, в общем, заповеди, только без Христа. В попытках осуществить эту идею стало понятно, что она неосуществима на этом свете. Но эти попытки будут продолжаться, достаточно посмотреть, что сейчас с миром происходит. Для него было важно достижение цели, поэтому обычная человеческая мораль уходила на задний план. И Россия для него была, следуя его идее переустройства мира, лишь платформой. Но, конечно, упрощать ничего нельзя.
А что человеческое вы в нем увидели и на какие источники опирались?
Мы допускали художественные вольности, но наш материал – это реконструкция событий по воспоминаниям окружавших его людей. Читая их, мы глубже узнавали его характер, привычки и так далее.
Ленин, конечно, тоже был человеком – возьмем его роман с Инессой Арманд. Он шел за ее гробом в полуобморочном состоянии – значит, у них было чувство… Есть воспоминания, как он бегал за папиросами для своей тещи по окрестным ресторанам. И таких живых, человеческих деталей много, так как я внимательно изучал воспоминания о нем. Для меня это были главные свидетельства.
Как вы поняли, что Евгений Миронов подходит на эту роль?
Я уже давно с Женей работаю, начиная с фильма «Мусульманин». Я хотел, чтобы он сыграл Ленина, и видел в этой роли только его. Так прямо ему и сказал, что если он не согласится, то я эту картину снимать не буду. Для него тоже было непросто решиться на эту роль, он тоже прошел серьезный путь сомнений, но в конце концов все получилось.
У вас достаточно звездный кастинг. Есть ли кто-то, кого вы искали дольше всех?
Нет, обычно еще на стадии сценария я знаю, кого возьму на роль. Я не люблю глобальный кастинг, у меня пробуются 2-3 человека, не больше. Я доволен кастингом, это было наслаждение – работать с такими точными, тонкими артистами. Хотя я взял много новых людей, с которыми ранее не работал.
Важно было внешнее сходство с прототипами?
Это не ставилось во главу угла, важны были внутренние мотивации, характеры. Актеры смотрели хронику, вглядывались в фотографии – плотно этим занимались, чтобы достичь внутреннего совпадения с героем.
Самое сложное в съемочном процессе?
Сложно было все. Выдержать грань, чтобы не превращать Ленина в привычный стереотип – я про все эти «батенька» и жесты. Важно было уйти от пародийной грани – на площадке всегда, по просьбе Евгения Миронова, был специалист по пластике, смотрел, чтобы не было перебора.
А где снимали фильм?
Слава богу, есть Будапешт – мы нашли там почти всю натуру, не надо было бегать из Цюриха в Берлин и так далее. Там мест, напоминающих Берлин, больше, чем в самом Берлине. Я даже улицу Росси там нашел! А еще мы нашли улицу, с которой все началось, где было кабаре «Вольтер», где жил Ленин. Нам повезло!
Много ли в фильме вымысла?
У нас есть эпиграф к фильму: «Никто не знает настоящей правды», А.П. Чехов. Мы допускали художественные неточности. Из отношений Ленина с Арманд осталось всего несколько строк из письма – остальное уничтожено. Поэтому перед нами стояла задача – не впадая в вульгарность, попытаться передать сложный любовный треугольник.
Для какого зрителя фильм «Ленин. Неизбежность»?
Это фильм для зрителя, у которого есть интерес к нашей истории. Не для зрителя, который за Ленина или против Ленина, не для любителя боевиков, а для тех, кто не потерял интереса к серьезному интересному киноизучению. Я гарантирую: процентов 60 в фильме – это события, о которых зритель не знает ничего. Динамичное кино, не занудное историческое кино.
Фото: Sarafan PR