Дмитрий Месхиев о ленте «Два билета домой», непутевом отце, драматургии и зрительском интересе
Знаменитый актер Сергей Гармаш впервые в своей карьере выступил автором идеи и соавтором сценария фильма: драма «Два билета домой» рассказывает о сироте, которая вдруг узнает, что ее отец жив, и начинает его поиски. Он же исполнил главную мужскую роль. Режиссером и соавтором сценария стал не менее известный кинематографист – Дмитрий Месхиев, автор таких хитов, как «Батальонъ», «Свои», «Механическая сюита». Картина была показана в основном конкурсе главного российского смотра «Кинотавр», где завоевала симпатии зрителей. А 25 октября она вышла в широкий прокат. Tricolor TV Magazine поговорил с Дмитрием Месхиевым о том, как Сергей Гармаш вживался в роль непутевого отца, и о других подробностях создания фильма «Два билета домой».
Дмитрий Месхиев знаком российскому зрителю по лентам «Свои», «Механическая сюита», «Батальонъ» и другим
Дмитрий Дмитриевич, как так получилось, что вы с Сергеем Гармашом начали писать сценарий? Что послужило толчком создания фильма «Два билета домой»?
Как-то мы с Сергеем Гармашом пили кофе, разговаривали, и он рассказал мне историю о девушке, сироте, которая вдруг выясняет, что ее отец не погиб, а жив. Идея мне понравилась, мне показалось, что это интересно и это можно развить в драматургически сильную историю. Я предложил сделать фильм.
Сергей Гармаш ведь никогда раньше не писал сценарии. Это он так загорелся идеей, что решил взяться за перо?
Это я предложил ему попробовать писать вдвоем, так как знаю, что Сергей периодически что-то пишет. Правда, потом мы привлекли еще третьего автора – Марию Ошмянскую. Писали сценарий довольно долго – больше года. Сначала сели втроем, придумали полностью сюжет и написали поэпизодный план. Все время общались между собой, обдумывая ходы, сцены. Первый драфт сценария Сергей и Мария писали вместе. А потом я взял их работу и довел историю до финального варианта.
Почему сейчас история о найденном отце будет актуальна для зрителей, на ваш взгляд?
Я снимал кино о милосердии, о доброте, об обычном желании иметь близкого человека. Такие темы не могут быть несовременными – это на все времена. Такие вещи – вечные. «Два билета домой» – очень человеческая пронзительная история.
Главные роли в ленте Дмитрия Месхиева исполнили Сергей Гармаш и Мария Скуратова
Главную роль исполнил Сергей Гармаш. Какие задачи вы перед ним поставили до съемок – для подготовки к роли?
Он должен был обязательно похудеть – ведь он играет человека, освободившегося из тюрьмы. Поэтому не должен был выглядеть холеным, ухоженным, мы старались его привести в соответствие с образом. И Сергей Гармаш в итоге похудел ради роли больше чем на 10 килограммов. Он артист очень опытный, серьезно относится к своей работе, так что многие вещи сам сделал и придумал. И прическу поменял, и даже походку изменил – она у него в фильме не такая, как в жизни.
А кого из актеров искали дольше всех?
Долго искали молодую актрису на главную женскую роль. Это должна была быть молодая девочка. Мы посмотрели почти 500 человек – ассистенты по актерам ездили по всей стране, по школам и училищам. А нашли в итоге в Петербурге – на первом курсе нашего театрального института (Марию Скуратову. – Ред.).
Вы часто снимаете звезд. А есть молодые актеры, с которыми вам хотелось бы поработать?
Таких много, и молодых в том числе. Отмечать кого-то одного, наверное, некорректно. Да, есть довольно много артистов, с кем я хотел бы, но еще не работал. У нас много хороших – и знаменитых, и еще не известных актеров.
Многие ругают молодое поколение. Говорят, актерская школа испортилась.
Отчасти соглашусь. На мой взгляд, сейчас во многом молодых актеров не очень серьезно готовят и учат. И потом режиссерам приходится их многому учить уже на площадке. Мне кажется, что сегодня актерская школа довольно поверхностная, особенно киношкола. Но Россия богата талантами, поэтому самородков все равно много. К сожалению, у нас еще и молодое поколение современных кинорежиссеров также несерьезно относится к актерской работе. Из-за этого страдают уровни ролей в кино. Возьмем, к примеру, российский и зарубежный сериалы и сравним их по силе актерской игры. И мы увидим полярно разные уровни работы актеров.
Назовите любимые иностранные сериалы.
Их много. «Викинг», «Ярды», «Мост», «Настоящий детектив» и так далее. Там много выдающихся актерских работ. Они и у нас есть, но несоизмеримо меньше.
Создавая фильм, вы думаете о том, что сейчас нужно зрителю в нашей стране? Драмы, комедии…
Делая картину «Два билета домой», я как раз думал о том, что сегодня могло бы быть интересно более взрослому зрителю. Потому что публика в кинотеатрах сейчас – это не только подростки и молодежь, но и взрослые люди. Им интересно смотреть не только боевики и блокбастеры, большие патриотические картины, но и семейные драмы, мелодрамы. Фильмы про людей, где можно посочувствовать героям, поплакать, поулыбаться. Честно говоря, последние годы, начиная делать кино, я обязательно думаю о зрительском интересе, о том, как зритель будет реагировать на фильм. Далеко не о фестивалях. С таким настроем я делал картину «Батальонъ» – думая о том, что будет интересно зрителю.
Фильм «Два билета домой» вышел на большие экраны 25 октября
Это связано с разочарованием в фестивалях?
Нет, мне просто хочется сделать кино, которое посмотрит большое количество зрителей. Есть режиссеры, которые делают арт-кино, направленное в первую очередь на фестивальное движение. Но я никогда к этому не стремился, хотя победы на фестивалях тоже были.
Что такое кино для вас и для зрителя, как вы думаете?
Для меня кино – это моя профессия и моя жизнь, возможность что-то рассказать людям. А для зрителя… Зрители разные, но главное, мне кажется, чтобы они получили удовлетворение от увиденного. Для зрителя кино – это возможность пережить то, что он ожидает. Или пережить то, чего он не ожидает. Сопричастие и переживание – для зрителя самое главное.
«Свои», «Механическая сюита», «Батальонъ»… На ваших фильмах выросло разное поколение зрителей. А какой собственный фильм вас изменил?
Картина «Над темной водой» (1993). Во время съемок этой ленты мне чуть-чуть приоткрылась дверь, открылось понимание, как надо снимать кино. Я тогда впервые почувствовал, что начинаю что-то понимать в кино, и поймал свое настроение, какой-то стиль, который мне близок и который потом развивался и создавался мною. Я до сих пор не считаю, что все знаю и понимаю в кино, а даже наоборот, но тогда я впервые поймал что-то свое.
Фото: ПС Дмитрия Месхиева, kino-teatr.ru, drampush.ru