Всё ради прибыли: девять недобросовестных рекламных уловок, о которых стоит знать каждому
Вряд ли кто-то питает иллюзии насчет рекламы. Все мы прекрасно понимаем, что основная цель производителя – не просто проинформировать нас о товаре или услуге, но еще и заработать, и чем больше, тем лучше. Несмотря на это, иногда мы все-таки покупаемся на рекламные обещания, хотя уловки, используемые авторами роликов и плакатов, просты как дважды два и частенько находятся на грани нарушения федеральных законов.
ЧТОБЫ ТОЧНО УСЛЫШАЛИ
В последнее время много говорится о громкости рекламных пауз; некоторые телеканалы даже были оштрафованы за чрезмерный контраст по сравнению с основной программой. Считается, что такая бьющая по ушам разница вредна для здоровья, особенно для нервной системы. Громкость звука в ролике влияет на эффективность косвенно. Поскольку у зрителя уже выработался иммунитет к раздражающей рекламе, прямой зависимости между уровнем звука и качеством восприятия информации не прослеживается. Однако нервная система человека устроена так, что любой громкий и неожиданный звук вызывает бессознательное фокусирование внимания на источнике. Кроме того, такая «встряска» на некоторое время блокирует критичность восприятия информации, а потому рекламный текст, даже самый бессмысленный, проникает в наш мозг беспрепятственно.
КОМУ ПОДАРКИ?
Довольно примитивный психологический прием прекрасно работает. Вам обещают бесплатный подарок «в довесок» к основной покупке. Любой здравомыслящий человек понимает, что стоимость «подарка» – будь то косметичка или чистовая отделка квартиры – уже заложена в цену того, что вы приобретаете, но ведь несложный трюк продолжает приносить профит!
ВРЕМЕНИ ОСТАЛОСЬ МАЛО!
Временное ограничение – отличный способ заставить покупателя раскошелиться здесь и сейчас. Нет времени объяснять – бери, а то потом такой возможности не будет! Именно так в наших домах поселяются совершенно ненужные вещи сомнительного качества. Посыл «время истекает» вообще очень часто применяется в рекламе не самых лучших товаров и услуг, ведь без этого психологического давления, обдумав все, потенциальный покупатель, вероятно, откажется от приобретения.
СВОЙ В ДОСКУ
Это – про «представителей простого народа» в рекламе. Классика жанра – тетя Ася или свекровь, жарящая на вредном нерафинированном масле котлеты и ругающаяся на невестку: «Умные все стали! Вам не угодишь!». Чаще всего эти образы используются для рекламы простых товаров повседневного использования – стирального порошка, чистящего средства, полуфабрикатов. Считается, что такие продукты приобретаются по рекомендациям сарафанного радио – соседок, родственников, подруг. Именно их образы и пытаются имитировать в такой рекламе. Иногда для этой цели приглашают профессионального актера, и огрехи разговорной речи, характерные для простых людей, им приходится тщательно имитировать.
В ПЕРЕВОДЕ НА РУССКИЙ
Многие рекламные слоганы и предложения сформулированы так, что, если в них не вдумываться, они кажутся вполне заманчивыми и благозвучными, но на деле они невероятно бессмысленные. «Купи дезодорант N и отправляйся в отпуск на Мальдивы» – это одно, а «Купи дезодорант N, заполни заявку и, возможно, прими участие в розыгрыше всего лишь двух билетов на Мальдивы, которые, вероятно, получит кто-то из ста тысяч участников» – это совсем другое. Это ясно, как божий день, но даже такой метод работает, особенно с формулировкой «гарантированные призы». Ну и что, что гарантированный приз – это всего лишь магнитик на холодильник с логотипом фирмы-изготовителя?
ВАЖНЫЕ ЧУВСТВА
Беспроигрышный вариант – давление на то, что действительно важно для большинства людей. Особенно хорошо это работает в случае с товарами для детей – кто же не желает лучшего для своего малыша? Рекламы товаров и услуг для детей часто начинаются с банальной фразы, с которой невозможно поспорить. Что-то вроде «каждая мама мечтает, чтобы ее ребенок был здоров». В психологии такой метод называется «нога в дверях». После того, как потребитель согласится с этим утверждением, он и все остальное воспринимает более лояльно.
НА КОГО РАВНЯТЬСЯ ?
Каждый формулирует образ успешного человека по-своему, но общих черт немало. Если речь идет о преуспевающем мужчине, то у него новая машина премиум-класса, стильная одежда, дорогие ноутбук и смартфон. Если речь идет о привлекательной женщине, то она, опять же, хорошо одета, имеет стройную фигуру, роскошные волосы, высокий социальный статус. К этим образам можно добавить любой товар, пусть даже копеечный – и он автоматически впишется в перечень предметов потребления того, уровню кого хотелось бы соответствовать. Налицо создание неестественной связи между теми вещами и явлениями, которые на деле не имеют и не могут иметь ничего общего.
НА ГРАНИ ДОЗВОЛЕННОГО
Это – про оскорбительные или непристойные образы, которые обязательно будут выглядеть и звучать недвусмысленно. Вывеска рыбного ресторана «Вы уху ели?», «Окупительное предложение» дешевого жилья в новостройке или плакат «Купи участок! Сосну – в подарок!», снабженный фотографией полуобнаженной красотки – вот лишь несколько примеров такой рекламы. За это можно привлечь к ответственности, так как подобные приемы нарушают федеральный закон о рекламе, но эффект от таких сообщений бывает столь ярким, что возможные штрафы окупаются. Кстати, под запретом даже те слова, которые могут быть восприняты неоднозначно, пусть даже они имеют вполне «мирные» аналоги. Пример – «песец». Да, такое животное существует, но этим же словом заменяют и другое, бранное. Когда в сообщении говорится: «мартовским ценам пришел песец», пусть даже текст и снабжен фотографией полярной лисички, всем ясно, что имелось в виду.
ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ
Использование бездоказательных словосочетаний «самый лучший», «только у нас», «дешевле не бывает», «главный» запрещено. В самом деле, кто скажет, лучшее это средство или нет? Были и прецеденты, например, компанию Fairy засудили представители AOS за слоган «Лучшее средство по удалению жира в России». Конкуренты не поленились провести независимые лабораторные тесты, которые поставили это утверждение под сомнение. Но и тут есть выход, ведь всегда можно сказать не «лучшее», а «пожалуй, лучшее». Или вместо «самое выгодное предложение» пообещать: «найдите дешевле, и мы вернем вам разницу!».