С прошлой недели, 12 июля, на канале собственного производства Триколор «Романтичное» идет бразильская теленовелла «Правила игры» со звездами бразильских сериалов Джованной Антонелли, Алешандре Неру, Тони Рамосом, Сузаной Виейра. Сериал рассказывает о члене криминальной группировки, который ведет двойную жизнь, и любовных интригах вокруг него. Обозреватель TV Mag посмотрела первые серии и уверена, что проекту есть чем удивить искушенного зрителя. Смотреть бесплатно онлайн-эфир телеканала можно здесь
Современные бразильские сериалы уже мало что роднит с теми наивными и растянутыми теленовеллами, которые пришли на советские экраны вместе с «Рабыней Изаурой». 200-серийные проекты оттеснили более привычные шоу в 7-10 серий абсолютно разных жанров, от криминальных триллеров до медицинских процедуралов. Однако любители долгих историй не остались без качественных зрелищ. «Правила игры» в оригинальной версии содержат 167 серий, но для мирового проката их, так и быть, сократили до 140 эпизодов. И в таком формате сериал входит в топ самых рейтинговых бразильских проектов наряду с «Тайными истинами», «Братством» и «Доброе утро, Вероника», которые охотно закупает и даже производит Netflix.
История завязывается в модном ночном клубе «Пещеры Макаки». Не путать с обезьяной: Макака – это район Рио, одна из тысячи знаменитых фавел, не таких нищих, как трущобы Мумбаи, но знаменитых своей криминальной жизнью и собственными устоями. В «Пещерах» тусуются как хозяева жизни, вроде бразильского нападающего Неймара, так и хозяева трущоб, живущие по законам наименьшего сопротивления. Такова одна из главных героинь – типичная мошенница Афина, изобретательность которой зрители могут оценить с первых минут. В этом же клубе работает менеджером милая, добрая и жизнерадостная Тойя, которая живет в фавелах с матерью Джанирой и в этот счастливый день встречает из тюрьмы своего жениха Жулиано после четырехлетнего ожидания. Но радость встречи длится недолго – буквально на следующий день ее мать попадает в больницу. На срочную операцию в частной клинике нужны неподъемные для семьи деньги, и Тойя «занимает» их в сейфе клуба, а потом сама приходит сдаваться полиции. Мама спасена, но какой ценой!
Чтобы уберечь дочь от тюрьмы, донна Джанира обращается к Ромеро Ромуло – главному герою этой истории. Для всех он бывший депутат муниципалитета, защитник прав заключенных, переговорщик и вообще народный любимчик. Однако за маской благодетеля скрывается член преступной банды с непомерными амбициями, и лишь немногие знают об этой стороне его жизни. В том числе и донна Джанира, которая оказывается… его матерью. Она уже давно отреклась от сына-преступника, но ей пришлось наступить на горло собственной песне и обратиться к нему за помощью. Подавив в себе обиду на мать, Ромеро отправляется вызволять из тюрьмы Тойю, которая не подозревает, что принимает помощь не только истинного преступника, но и сводного брата. Так судьба сводит их в полицейском участке. Позднее Ромеро познакомится и с Афиной, которая выходит на него в надежде обогатиться.
На перечисление всех героев и сюжетных ниточек уйдет слишком много времени, поэтому сосредоточимся на главном – сериал совсем не то, чем может показаться по синопсису. Это не социальная драма, не гангстерский боевик, не романтическая мелодрама в чистом виде, хотя все эти элементы присутствуют в разной концентрации. Главный герой меньше всего похож на криминального авторитета – скорее напоминает неудачника, который хочет выслужиться у «начальства», но его постоянно обходят конкуренты. Он смешной, немного нелепый, к тому же серьезно болен и имеет в анамнезе, как бы сказали психологи, непроработанные отношения с матерью и комплекс вины. Все это только отдаляет его от образа крутого гангстера, который он с усилием натягивает на себя, и вызывает у зрителя чувства, похожие на смесь умиления и жалости.
Очевидно, что создатели намеренно не торопятся навешивать ярлыки «хороший» и «плохой» на героев, а поиску грани между добром и злом будет посвящена немалая часть сериала. «Свежее», «небанальное», «забавное» – эпитеты, которыми обычно не торопятся награждать телешоу длиной в 140 серий. Тем не менее «Правила игры» действительно стоят внимания, если душа требует чего-то эдакого.
При этом сериал унаследовал и кое-что типичное для бразильской теленовеллы – экспрессию, с которой почти все герои общаются на любую тему. Сериал наполнен эмоциональными диалогами, но это не заезженная пластинка, размазанная на полсерии, характерная для индийского кино, а вполне содержательные беседы, просто на тон выше и в несколько раз выразительнее, чем мы привыкли. Актерской работой залюбуешься – никто не играет в полноги, любая эмоция подается на максимально возможной частоте, так что невольно копируешь мимику героев, то растягивая губы в нелепой улыбке, то закатывая глаза ближе к затылку.
Снимаем шляпу и расшаркиваемся перед сценаристами, сюжет действительно закручен в баранку, при этом не выглядит совсем уж неправдоподобным. И что совсем удивительно для такого хронометража, он резво несется вперед, не давая заскучать, открывая новые горизонты на поворотах.
Фото: Rede Globo de Televisão