Чтобы посмотреть все серии индийской мелодрамы «Судьба по гороскопу», можно потратить пару месяцев жизни, за которые успеет выйти еще сотня новых сериалов. В Индии ежегодно выпускают от полутора до двух тысяч фильмов, что в два раза больше, чем в Голливуде. При этом у болливудских картин есть поклонники во всем мире, не только внутри страны. В России индийские сериалы и фильмы смотрят в основном из-за интереса к колоритному миру, роскошным национальным костюмам, экзотическим видам Мумбаи и легкой ностальгии по «Зите и Гите». Тем временем современный индийский кинематограф далеко не такой стереотипный, каким многие его себе представляют. TV Mag разбирается, почему сегодняшний Болливуд – это больше, чем танцы со слонами.
БОЛЛИВУД ТОГДА
«Золотым веком» индийского кино стал период с конца 1940 до 1960-х годов, в который сняли ряд знаковых картин, признанных классикой жанра: «Мать Индия», «Жажда», «Бумажные цветы», «Бродяга» и лидер советского проката «Зита и Гита». Уже тогда проявились характерные черты, которые закрепились в 70-е вместе с появлением особого индийского жанра «масала» по названию популярной специи – смесь боевика, комедии, мелодрамы, приключений в рамках одного кино. С тех времен укоренилось несколько стереотипов, с которыми индийский кинематограф борется до сих пор. Например, что Болливуд – это танцующее, поющее, нереалистичное, гиперболизированное и очень длинное кино, в котором герои бывают либо очень плохие и пучат глаза от ярости, либо очень хорошие и заламывают руки до переломов.
В годы, когда коммерческие фильмы сходили со съемочного конвейера как сосиски в тесте, большая художественная условность доминировала над достоверностью. Режиссеры кинолент активно применяли язык символов, чтобы не заморачиваться с постановкой и сэкономить на сценаристах. Например, чтобы показать, что героиня беременна, надо отправить ее в обморок. Если после крупного плана героев камера плавно переходит на виды природы – через несколько сцен ждите появления младенца. Туман почти всегда указывает на действия, которые происходят в воображении героя. Если у героя вдруг отросла борода, значит, его любовные дела совсем плохи. Танцы и песни красноречивее слов. Ну а эпичные сцены драк, когда герой раскидывает в одиночку толпу хулиганов или улетает от пощечины в другой конец комнаты, стали главным мемом старого индийского кино.
БОЛЛИВУД СЕЙЧАС
Если ранние фильмы были индийской сказкой, миром мечты, где судьба доброжелательна к хорошим людям, а основной задачей было развлечь и поддержать людей, то в 2000-х кино стало смотреть в глаза реальности. Вместе с технологиями и большими бюджетами пришла и новая повестка, режиссеры стали более смелыми в высказываниях. Сейчас авторы считают важным поднимать острые социальные темы, такие как классовое расслоение, дискриминация женщин, нищета, тем самым показывая болезненные синяки на теле общества.
С привлечением иностранных инвестиций индийское коммерческое кино ощутило влияние западной моды, впрочем, не утратив самобытности. Герои начали носить не только сари, но и европейскую одежду, а в танцах и музыке появились элементы современного стиля и поп-ритмов. Музыкальных вставок, к слову, стало ощутимо меньше, а в сериалах их почти нет, только если это не оправдано сюжетом (например, героиня работает танцовщицей, кто-то женится, молодежь отрывается на вечеринке).
Что касается продолжительности фильмов и сериалов, это осталось отличительной чертой. Во-первых, индийцы не любят торопиться, особенно в развлечениях. Поэтому сериал в 300 серий – обычное дело (хоть и не обязательное, есть проекты короче). К тому же, чем больше экранного времени, тем сильнее эмоциональная вовлеченность. Диалоги героев очень подробны и выматывают всю душу: «Выслушай меня, я должна сказать тебе нечто важное!» – «Что важное ты должна мне сказать?» – «Нечто очень, очень важное!» – «Нет, я не буду тебя слушать!». Зритель уже сгорает от любопытства, он готов залезть в экран и вытрясти это нечто важное, иначе не заснет.
От современного индийского сериала надо ожидать сложной сюжетной композиции с многочисленными персонажами. Это тоже отсылает к индийской культуре, где отношения между родственниками являются очень большой ценностью, поэтому история разлученных в детстве братьев и обретенных вновь детей может лечь в основу сюжета. При этом жанровое разнообразие не сводится только к семейным сагам и мелодрамам. В Индии снимают и триллеры («Страх живет в каждом»), и детективы («На страже порядка»), и военно-исторические драмы («Махабхарата»), и мифологию («Богиня Сантоши»), и комедии («Соседка, ты дома?»).
Посетить телевизионный Восток может каждый клиент Триколора на телеканале Zee TV. Телеканал сохраняет добрые традиции и показывает классику индийского кино, а также знакомит с новинками и нынешними звездами Болливуда. Кроме того, Zee TV – единственный на российском рынке канал, показывающий индийские сериалы собственного производства.
Клиентам Триколора телеканал Zee TV доступен в пакетах услуг «Единый», «Единый Ultra», «Экстра», «Единый Онлайн», «Единый Ultra Онлайн», «Смотри Кино и ТВ».
Фото: Zee TV