Наверх
Полегче на поворотах! Как сага «Русские горки» показывает несколько десятилетий истории страны через призму отчаянной мелодрамы
11:05 22 Сентября, 2021

Полегче на поворотах! Как сага «Русские горки» показывает несколько десятилетий истории страны через призму отчаянной мелодрамы

1838

Евгений Лазаренко
Обозреватель TV Mag

В минувший понедельник, 20 сентября, Первый канал представил зрителям премьерные серии мелодрамы «Русские горки» по мотивам романа Григория Ряжского «Колония нескучного режима». Обозреватель TV Mag Евгений Лазаренко – о том, как создатели проекта показывают несколько десятилетий истории страны через призму отчаянной мелодрамы.

«Ах ты, лярва рваная», – восклицает работник НКГБ Николай, наблюдая в бинокль, как его коллега Таня любезничает с бывшими солдатами и будущими художниками Марком и Петром. По заданию ей надо другого охмурять – английского торгпреда Харпера по прозвищу Пастырь. Тот, однако, не спешит попасть на крючок, потому что у него красавица-жена и дела, далекие от торговли тракторами: его, британского шпиона, перевербовала советская контрразведка, и теперь ему надо впаривать дезинформацию послу. У посла есть свой Николай, лысый и хитрый помощник, который рад и Пастыря вывести на чистую воду, и шефа подставить ради продвижения по служебной лестнице. Ситуацию окончательно осложняет Таня, затащив все-таки Харпера в постель и убив приставленных к нему гэбэшников. В лагере у нее родится дочь, в то время как дочки англичанина от брака сойдутся с вышеупомянутыми художниками.

Как можно понять из завязки, шпионские страсти и лагерные будни служат лишь суровым фоном для крутых романтических поворотов «Русских горок». Жанровую принадлежность подтверждает и режиссер Алеко Цабадзе («Бухта Филиппа», «Однолюбы»): «В первую очередь это история про любовь. При этом романтических линий в саге много, но есть центральная – это отношения английского агента разведки и красивой русской женщины. Отношения, которые от симпатии уходили в ненависть, но с годами заискрились искренним чувством и уважением друг к другу. Именно эта трагическая история любви изначально держала весь сценарий. Кстати, когда он впервые попал ко мне в руки, то пары часов чтения мне хватило, чтобы забыть, что это киношная работа. Я за раз прочитал все серии словно книгу, насыщенную историческими и любовно-приключенческими перипетиями. Думаю, что сериальная версия "Русских горок" произведет такой же эффект и на зрителей Первого канала».

Пока зрители, судя по комментариям, не очень склонны следить за романтикой, цепляясь за исторические ляпы и предъявляя авторам претензии в антисоветчине. Сериал по роману Григория Ряжского «Колония нескучного режима» действительно не склонен рисовать власть в послевоенном Союзе белой и пушистой. Ладно лагеря – агенты госбезопасности и контрразведки нарисованы такими циничными, мудаковатыми и даже внешне отталкивающими, что автоматически захочется стать диссидентом. Из этой кодлы только Таня оказывается симпатичной, да и то потому, что идет на предательство органов ради любви.

Карина Андоленко лично настояла на суровых внешних трансформациях своей несчастной героини. «Не удивляйтесь черному цвету зубов актрисы», – спойлерит Цабадзе. Впрочем, ей и без зубного грима удается совершить чудесное превращение из пышущей жизнью молодухи с «особым талантом по женской части» в побитую, но несломленную бой-бабу. Перипетии сюжета и с прочими героями провернут кардинальные перемены, но об их убедительности говорить пока рано – сага на то и сага, чтобы разворачиваться неспешно.

Как обычно, когда одни и те же актеры играют молодых и заматеревших героев, «Русским горкам» сложно удержать зрителя первыми сериями. Ну потому что очень фальшиво выглядит, например, женщина 30+ с косичками, наигрывающая подростковый наивняк. Дальше создателям становится еще сложнее, потому что количество действующих лиц растет от серии к серии, надо как-то не позволить сюжетным линиям разбежаться в разные стороны, вконец запутав зрителя. Насколько это получилось, еще предстоит узнать.

Michail Kemler
Michail Kemler
Прочла ряд комментариев – хочу в одной статье на них отреагировать. Жаль их авторов. Ни один из "критиков" не понял о чём фильм. Ни один комментарий не отразил способность его автора оценить тот ужас репрессий, унижений и бесчеловечности отношения к человеческой личности, к таланту, мракобесие партийных функционеров. К сожалению, то поколение, которое больше всего пострадало от этой мясорубки, в основном, уже покинуло этот мир, мои ровесники, те, кому восьмой десяток в большинстве своём не владеют компьютером, а то бы вы, молодые, получили тысячи комментариев, доказывающих, что в этом фильме, к сожалению, голая правда. Если бы это было не так, этот фильм не разрешили бы к показу, тем более на первом канале.
Поэтесса Эльза Шерр из предыдущего поколения пишет:
«По нам проехала истории телега,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           да сразу все четыре колеса.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Кто под колёсами телег ни разу не был                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             тот не поймёт какого цвета небеса»
или
«Мне кажется, что без конца                                                                                                                                                                                                                                                                                            стреляют                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              в одну меня, в удобную                                                                                                                                                                                                                                                                                                  мишень,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                как будто бы на деле                                                                                                                                                                                                                                                                                                  проверяют меня на стойкость все, кому                                                                                                                                                                                                                                                                                  не лень»
Она права – вы, кто это не пережил, не можете не только понять, вы не хотите поверить, что в стране такое могло быть. Я прожила эти годы при этом государстве – в этом фильме, далеко не вся горькая правда. Спасибо всем, кто причастен к созданию фильма от всех тех, кто пострадал от этой бесчеловечной диктатуры и тех, кто из-за неё вынужден был покинуть страну. Спасибо сегодняшнему государству, что разрешает показать эту горькую правду – жаль, что ни один из комментаторов это не оценил.
- Приятно, что многие рьяно пытаются защитить Россию. Тем, кто заявляет, что авторы фильма хотят Россию оболгать, очернить – Россия прекрасная страна, её невозможно очернить! Только страна и государство – разные понятия. Авторы фильма не чернят страну, они честно показали государство, правящее в те времена этой чудесной страной. Мне доводилось в интернете читать официальный документ, в котором по пунктам были прописаны черты характера тех, кто имел право занимать такие должности, как эти изверги в этом фильме – это, черты характера отморозков от рождения.
- К сожалению, "судьи" не заметили, как государственные чиновники унижали ветеранов (в то время ещё молодых), какие им строило козни, а вот авторов фильма и книги обвиняют в унижении ветеранов. Кстати, ветераны тоже люди со всеми, присущими людям недостатками, что и показано в фильме, вынужденные приспосабливаться к этому строю, чтобы пробиться в жизни, развить свои таланты.  
- Попробуйте себя поставить на место молодого учёного, оставшегося за границей. Его отца без вины расстреляли, мать из- за этого умерла, квартиру отобрали, самого унижали, оскорбляли перед отправкой за рубеж, заставляли там шпионить, угрожали, если он не согласиться лишить возможности заниматься любимым делом, ещё и заперли в психушку его девушку за то, что она выразила своё мнение. Вы уверены, что это добавило бы у вас любви к такому государству, не к стране, к государству? Не поля и леса страны Россия, что является родиной, всё это с ним сделали, а государственные чиновники.
- В этом фильме даже сюжет, уже не говоря о том, как играют артисты, и уж тем более, как они загримированы и какие у них ноги, не играют никакой роли – главная цель авторов было показать эту правду и им это удалось.
- И мини, и дом без «предбанника» и забора, и нарядные домашние одежды хозяек, действительно не характерны тому времени, но этим авторы фильма показали влияние европейских жён и творческий подход хозяев дома. Это и бесило чиновников того строя, где никто ничем не должен был выделяться.
- Не жили в то время, не беритесь судить! В Москве и Ленинграде не было дефицитов в 80-е, а на окраине страны не знали, как пахнут сосиски. Своими глазами видела в Ленинграде стройными рядами три очереди за тремя сортами мяса, не потому что его нет – оно такими красивыми кусками лежало на прилавке, каких я в жизни не видела. Оказалось очереди ждали свежего наруба, а я приехала из Киргизии, из города, где был огромный мясокомбинат, и откуда поставлялось мясо в Ленинград – мы живущие рядом с мясокомбинатом ничего кроме суппродуктов (это набор костей) на прилавках в своём городе не видели.
- А почему, собственно, авторы фильма должны были в него впихнуть ту выставку, если этот художник в ней не участвовал, а причём тут Пугачёва?
- Прежде, чем осмеивать создателей фильма, лучше посчитайте– художник к 68 годам уже 13 лет прожил со своей подругой, а не ввалился в её квартиру. И, если Джону в 45-ом было даже уже 45 лет, то в 1973 он умер в 73 летнем возрасте, о каких 100 годах героя идёт речь? Совсем слабо с математикой? Чтобы молодые знали – 60 и даже 70 лет, это не возраст, когда люди не могут и не хотят любить и это к вам придёт гораздо быстрее, чем вы себе сегодня представляете.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
К сожалению, должна отметить, что прочитанные мною комментарии наводят на мысль о том насколько не знают сегодня молодые люди правдивой истории своей страны, а это так важно знать, чтобы никогда такое не повторилось с вами и с вашими детьми. Сравнивайте своё сегодня с горькой правдой этого фильма и цените то, что сегодня есть в России, что даёт вам то государство, которое вы имеете сегодня – свободу ездить по миру, учиться и жить в любой стране, жениться на ком хотите, всё есть в магазинах из разных стран, у всех есть телефоны, компьютеры из которых вы можете черпать всю информацию, а не слушать её  ночью тайком по зарубежному радио и быть посаженными за это в тюрьму, вы имеете право выйти с плакатами на площади….  По-моему, это я дала ответ на вопрос почему этот фильм разрешили снимать и показывать на первом канале.
Отдельное спасибо автору книги, создателям фильма и артистам за то, как чётко и последовательно выписаны образы героев, как верно отмечено что непомерной слепой любовью и вседозволенностью родители выращивают эгоистов-подлецов, как можно идеологией ослепить даже весьма неглупых людей, как болезненно разочарование в идеалах.
Елена

Ваш комментарий успешно добавлен.

Загрузка...
Пакеты Триколора
Единый
₽ 1500 в год
Доступ к пакету «Единый» предоставляют услуги «Единый», «Единый Мульти Лайт» (1500 ₽ в год) и «Единый Мульти» (2000 ₽ в год).
217 канал
34 HD
2 UHD
47 радиостанций
Единый Ultra HD
₽ 2500 в год
Доступ к пакету предоставляет услуга «Единый Ultra HD» (2500 в год).
223 канал
34 HD
8 UHD
47 радиостанций
Экстра
₽ 2000 в год
Доступ к пакету «Экстра» предоставляет услуга «Экстра» (2000 ₽ в год или 1200 ₽ за 180 дней).
218 канал
36 HD
47 радиостанций
Ultra HD
₽ 1500 в год
Пакет телеканалов в формате Ultra HD
6 HD
6 UHD
Детский
₽ 1200 в год
Пакет телеканалов для детей всех возрастов: лучшие мультфильмы и любимые герои, познавательные, развивающие и обучающие телепередачи, развлекательные шоу и старые добрые сказки.
22 канал
3 HD
Мультирум
₽ 500 в год
Позволяет смотреть телеканалы оплаченных дополнительных пакетов сразу на двух телевизорах.
Ночной
₽ 1800 в год
Пакет тематических телеканалов для взрослых (18+).
7 канал
3 HD
Триколор Онлайн
₽ 1500 в год
Нет возможности установить спутниковую антенну? Не проблема! Теперь Триколор можно смотреть и через интернет!
120 канал
30 HD
Смотрите также