Наверх
1607

Ольга Дубро
Обозреватель TV Mag

Сериал «Пищеблок» по одноименному роману Алексея Иванова выходит в сети с 19 мая порционно. В преддверии выхода новой серии обозреватель TV Mag делится впечатлениями от первых эпизодов и советует не углубляться в сравнение с книгой.

Лето 1980 года: взгляды советских граждан устремлены в сторону стадионов, и даже в лагере «Буревестник» по вечерам пионеры и вожатые стекаются к единственному в округе телевизору в доме почетного пенсионера Серпа Ивановича. В олимпийскую смену заезжает Валерка – щупленький снаружи, но отважный внутри. Именно ему, молодому пионеру, стремительно теряющему веру в коллективизм, придется оказать сопротивление настоящему противнику, посерьезнее спортсменов-капиталистов. Валерка обнаруживает, что по ночам некоторые пионеры становятся вампирами и пьют кровь своих товарищей. После обращения вчерашние хулиганистые мальчишки с ободранными коленками завязывают галстук потуже, показательно вытягиваются в струнку и резко начинают разделять идеалы коммунизма.

Поделиться страшным открытием Валерке не с кем: звонить домой запрещает старшая вожатая Свистунова («звонок родителям – это ЧП!»), лагерный врач Носатов отмахивается и темнит, а товарищи по отряду уже все покусанные. Единственный, кто мог бы помочь Валере, – его старший брат, но он трагически погиб. Еще доверие вызывает вожатый Игорь, но у того покуда есть дела поважнее – все мысли Игоря занимает строптивая Вероника, с которой они после отбоя бунтуют против системы. Но позднее правда открывается и ему, и Игорь присоединяется к смелому Валерке, чтобы выяснить, кто же тут главный кровопийца, и есть ли способ его остановить.

Непосвященному зрителю может быть непонятно, откуда вокруг премьеры сериала «Пищеблок» такой ажиотаж. Выходит в интернете, в титрах крайне мало знакомых имен, сюжет какой-то странный – про пионеров и вампиров…Поэтому для начала на всякий случай поясним, что сериал снят по роману писателя Алексея Иванова, нашего современника и одного из самых экранизируемых писателей. Он дал литературную основу для нескольких сериалов и фильмов, самый известный из которых «Географ глобус пропил». Впрочем, имя автора не всегда означает успех проекта. Например, ему так не понравилось, каким получился «Тобол», что он попросил снять свое имя с титров. В случае с «Пищеблоком» все наоборот – Иванов посмотрел первые серии и остался доволен, так что фанаты писателя выдохнули – сериал должен получиться как минимум неплохой.

Неплохой, но не блестящий, если сравнивать его с литературным оригиналом. Роман, туго набитый лагерно-пионерским фольклором с его страшилками, речевками, считалками, а также фигурно выписанными персонажами, просеянный через решето сценария, заметно потерял в художественной выразительности. Но если не ударяться в скрупулезное сравнение сериала с книгой, то это пожертвование в пользу хронометража и динамики сюжета не бросается в глаза. Главные акценты получилось сохранить и увязать в одну стройную систему: облезлый уют пионерского лагеря и его пафосные, отживающие свое ритуалы, ностальгические воспоминания о детстве, восторг первой любви, поиск правды и смысла, конфликт идеологии и свободы личности, и, разумеется, борьбу с вампирами, через которую этот конфликт удалось выразить.

С мистической составляющей знакомство происходит уже в первой серии, и вампиры сразу выползают вперед, задвигая внутренние метания и размышления героев на дальний план. В таком резком погружении в жанр видится заслуга режиссера Святослава Подгаевского, главного по отечественным ужастикам. Впрочем, полноценным хоррором сериал назвать нельзя – ну потому что не страшно, не страшнее, чем те пионерские фантазии про гипсовую горнистку. Это скорее мистическая фантастика, которая недостаток изощренного насилия компенсирует напряженным сюжетом. Первые эпизоды погружают в экспозицию и мягко, но настойчиво увлекают зрителя вместе с героями искать правду. Этому способствуют и любовные линии, и даже сцены (неуместного здесь – по частному мнению) эротизма. Социальный подтекст добавляет глубины. Правда, если в книге метафоры про советское тоталитарное общество просты и очевидны, то в сериале второе дно пока еле просвечивает. И если так и дальше будет продолжаться, то для многих он останется подростковой пугалкой или ностальгией по советскому детству. Но судя по возмущенным отзывам – «опять обхаяли историю страны!» – идею удалось донести.

Отдельные недостатки скукоживаются, как вампиры на солнце, на фоне блестящих актерских дебютов и уверенной игры взрослых артистов. Сериал радует отсутствием растиражированных имен, молодыми талантами и гордостью отечественного кинематографа. Своими первыми ролями Петр Натаров (Валерка) и Даниил Вершинин (Игорь) смогут гордиться. Петя Натаров, которому несмотря на юный возраст и отсутствие опыта удалось попасть точно в ноты, вызывает уважение, а его герой – стопроцентное сопереживание. Не меньшее удовольствие наблюдать за взрослыми персонажами, особенно за Ириной Пеговой, из которой получилась шикарная старшая пионервожатая – шумная, энергичная, вся такая перезрелая, с легкостью задвигающая моральные принципы под кушетку в кабинете лагерного врача. Которого, кстати, сыграл Тимофей Трибунцев, звезда второго плана. В роли физрука приятно увидеть Сергея Гилева, который мощно дебютировал в «Чиках». Добавим директора лагеря в исполнении Николая Фоменко и Сергея Шакурова в роли пенсионера союзного значения и получим очень неординарную, яркую, неожиданную команду.

Верим в успех «Пищеблока» и в то, что напряжение не спадет к восьмой серии.

Фото: КиноПоиск

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.