Наверх
2540

Евгений Лазаренко
Обозреватель TV Mag

С 25 января телеканал ТНТ предложил своим зрителям очередную новинку – драматический сериал «Полет» Петра Тодоровского – младшего, в котором роли сыграли Михаил и Никита Ефремовы. Обозреватель TV Mag Евгений Лазаренко – о том, почему происходящее на экране стоит смотреть с интересом.

Окровавленный сотрудник ДПС, в страхе озираясь, бежит от заброшенного здания, напоминающего дом отдыха. В здании сидит тридцатилетняя Ира с изможденным лицом и рассказывает диктофону о себе – семь лет в браке, дочь, все как у людей, – пока не задает главный вопрос, который будет мучить всех героев нового сериала: «Кто я?»

Пока что Ира – сотрудница юридического отдела строительной компании в столице, примерная домохозяйка, которая таковой бы и оставалась, даже узнав об изменах мужа. Но тут с ней приключается событие, после которого жизнь раскалывается на до и после. Ира должна была полететь с коллегами в командировку, но клуша-секретарша всех привозит не в тот аэропорт, где компания узнает из новостей, что их рейс разбился. Чудом избежав смерти, Ира начинает действовать решительно: отдается начальнику, уходит от мужа и попадает, наконец, в заброшку с трупом в погонах и коллегами, также избежавшими трагедии. Каждый из сослуживцев в последующих сериях будет брать Ирин диктофон, чтобы рассказать свою историю жизненных перемен.

Петр Тодоровский – младший лишь приправил криминальной линией ассорти из экзистенциальных драм шестерых главных героев. Автор сериала на нескольких примерах всесторонне раскрывает одну из принципиальных категорий философии Мартина Хайдеггера – «бытие к смерти», когда человек, на которого дохнуло могилой, начинает более полно осознавать жизнь, понимать свои бытийные возможности.

На Иру бытие наваливается почти неосознанно, она не рефлексирует на тему возможной смерти, опоздание на злосчастный рейс переключает ее эмоционально. Ира впускает хаос в свою жизнь и словно пробуждается от семилетнего сна, чтобы хлопнуть дверью, как героиня «Кукольного дома» Ибсена. Ее молодой сослуживец Илюша берет на вооружение максиму «если Бога нет, все дозволено» главного протоэкзистенциалиста Достоевского, другой коллега Игорь Жабенко, напротив, идет по пути религиозного экзистенциализма и достигает новой степени свободы через покаяние и милосердие.

Есть что-то мистическое в том факте, что сыгравший Жабенко Михаил Ефремов перенес экранный поступок в жизнь: реально пьяным на машине убил человека – и вопрос покаяния стоит теперь перед ним особенно остро. От такого провидческого совпадения холодок бежит за ворот, но сериал дает и другие поводы лишний раз поежиться – в первую очередь потому, что ситуации, воспроизведенные на экране, поданы с такой тонкостью, что невольно примеряешь их на свою жизнь.

Вообще удивительно, что Тодоровский смог уместить глубину и тяжесть целого философского течения в историю, полную житейской достоверности. Но где, например, Звягинцев погряз бы в нашей посконной достоевщине, автор «Полета» всеми способами старается стряхнуть со своего продукта намеки на страну происхождения. Даже вживаясь в своих героев по методу русского психологического театра, актеры воспроизводят лишенные географических черт типажи.

Смотрите сериал «Полет» по будням в 21:00 на ТНТ

Что все, происходящее на экране, могло случиться где угодно, говорит и космополитичный саундтрек, где неожиданно прозвучавшие в самом начале британские синти-поперы Goldfrapp соседствуют с какими-то совсем невообразимыми в контексте отечественного телевидения американцами The Velvet Underground. Это легкое эстетство и порой завораживающая поэзия кадра сидят вишенкой на очень убедительной драматургической конструкции, заставляющей задуматься о самых важных вещах и исполненной по большей части талантливыми актерами. Оксана Акиньшина в роли Иры естественным образом видится с любой профильной статуэткой в руках, ведь ей с 13 лет прекрасно даются роли стойких женщин в тяжелой жизненной ситуации.

Но убедительны здесь и представители знаменитых актерских династий: видно, что природа не отдохнула ни на Никите, сыне и внуке Ефремова, ни на Павле, сыне Олега Табакова. И сам Тодоровский-младший как может старается встать на одну доску с дедом, автором «Военно-полевого романа», ставшего номинантом на «Оскар». Уже сейчас «Полет» получил Гран-при на международном фестивале сериалов Serial Killer – и это реальный повод гордиться страной, которая, как показывает опыт последних лет, реально научилась снимать классные сериалы.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.