23 ноября на Первом канале стартует большая премьера – сериал «Доктор Преображенский» о зарождении пластической хирургии в СССР. Обозреватель TV Mag Ольга Дубро – о том, почему его нельзя пропустить.
1966 год, оттепель на исходе. Светило челюстно-лицевой хирургии Лев Преображенский предан своему делу и мечтает об открытии первого в СССР института красоты, где люди могли бы исправлять врожденные и приобретенные дефекты внешности. Но партийцы считают, что советский человек прекрасен душой и для строительства коммунизма нужно иметь крепкие руки, а не красивое лицо, поэтому заворачивают проект института. Помощь приходит, откуда не ждали – КГБ разрешает профессору открыть экспериментальное отделение пластической хирургии на базе районной больницы в обмен на услуги комитету. К команде Преображенского присоединяется его молодой коллега Игорь Зорин, талантливый и слишком прогрессивный и модный для советской медицины хирург. Он изучает новые методики по контрабандным зарубежным учебникам, крутится среди фарцовщиков и моделей и мечтает вырваться за границу. Преображенский и Зорин плохо ладят, но вынуждены находить компромисс, ведь у каждого из них свой интерес. Обоим нужна заграничная командировка, которую в силах организовать КГБ: Зорину – чтобы вдохнуть воздух свободы, профессору – чтобы сделать операцию своей сестре, у которой страшные ожоги на лице.
Человека встречают по одежке, театр начинается с вешалки, а сериал – с заставки. Невероятно стильное оформление начальных титров невольно напрашивается на сравнение с мерилом всех ретроработ – тодоровской «Оттепелью». Но если вспомнить, что «Оттепель» остается чуть ли не лучшим примером сериала о 60-х, то сравнение скорее комплимент. Впрочем, на этом схожесть заканчивается, у проекта «Доктор Преображенский» – свое уникальное лицо, свой стиль, свое визуальное звучание. Создатели – семейная пара режиссеров Любови Львовой и Сергея Тарамаева – называет это сочетанием романтики, нуара и советского декаданса. Точнее, наверное, и не сказать, можно только добавить, что нуар здесь не настолько черный, чтобы ввести зрителя в депрессию, картинка завораживает и выглядит не по-совковому стильно. Именно поэтому, в отличие от большинства ретропроектов, с экрана не звучит никакой ностальгии по ушедшей эпохе, а советская эстетика (блистательно воплощенная) служит лишь обстоятельством места и времени.
Стилистика не единственное прекрасное, что есть в сериале. У проекта каст мечты. Для Дениса Шведова роль Преображенского – выход из привычного амплуа альфача и бандита. Хотя и тут ему удалось сохранить брутальность (все же от типажа никуда не деться), но авторитарность, основательность, одержимость работой его персонажа выходят на первый план, и есть даже ощущение, что Шведову пришлось экстренно состариться для этой роли. Его напарника играет Петр Скворцов, который появляется на экранах редко и может себе позволить выбирать проекты. Насколько он был органичен в «Ученике» и «Содержанках», настолько же убедительно он живет в роли молодого гения от хирургии и стиляги в одном лице Зорина. Не будет преувеличением сказать, что Скворцов затмевает всех, даже если его партнерша по эпизоду – Агния Дитковските. Дуэт главных героев дополняет медицинский коллектив из очень характерных персонажей, один из которых – Владимир Мишуков (тот самый Глеб Ольховский из «Содержанок»). Кстати, Мишуков уже примерял подобный образ с белым халатом и круглыми очками-стеклышками в сериале «А.Л.Ж.И.Р.».
Для творческого дуэта Львовой и Тарамаева это всего лишь третья режиссерская работа, причем первые две – артхаусное кино. Тем больше уважения вызывает этот проект, который совершенно справедливо можно назвать одной из главных премьер сезона.