На этой неделе Первый канал начал показ семейной саги «Отчим» от режиссера Сергея Гинзбурга. Зрители уже составили свое мнение, посмотрев первые серии, а обозреватель TV Mag рассуждает, почему же сериал вызывает противоречивые мнения.
Семь лет прошло после войны, страна восстанавливается, а Настя все ждет мужа с фронта. Вместо супруга мимолетом заезжает товарищ из крайкома партии, который так умиляется лишенному отцовской любви сыну Насти, что дарит Мишке часы. Мишка на демонстрации роняет портрет Сталина в грязь на глазах товарища из горкома – дед Мишки решает от греха стукнуть на товарища из крайкома, пока на их семью не стукнула вредная директриса школы. Потому что лучше стучать, чем перестукиваться, как писал великий русский поэт Андрей Машнин.
Вся сила первых серий «Отчима» – и их же слабость – в попытке передать атмосферу страха и вместе с тем надежды на светлое будущее. Атмосфера выдалась разреженной, способной вызвать в комментах лишь вялое поругивание за антисоветчину и ненужные придирки к приметам времени. Мелодраматические моменты, ради которых живет главная героиня, публика не обсуждает – нечего там, в общем, обсуждать. По мере движения сюжета к оттепельным временам сериал, по идее, должен вовсе скукожиться – одна надежда на Александра Бухарова, который сыграл явившегося, не запылившегося мужа Насти. Один шрам на лице актера уже сообщит увесистости его герою непростой судьбы.
Как нередко бывает в родном сериалопроме, качество игры в «Отчиме» линейно возрастает с возрастом актеров: мальчик, которого даже в титрах не указали, умилителен, но не сильно отсвечивает, зато на нередких выходах почтенного Владимира Гостюхина сердце радуется. Его недораскулаченный Прохорыч, свекор главной героини, прямо символ русского консерватизма – твердый, рассудительный, верующий и уверенный, что «всех в крепость не отправят». Комическую пару ему составляет председатель Кузьма Андреевич – актер Василий Бочкарев сделал смешным глубинный страх человека, который провел долгую жизнь под девизом «как бы чего не вышло». Стал бы при Сталине осторожный председатель колхоза якшаться с кулаком, который икон не прячет, – отдельный вопрос, но лучше задать его историкам.
Средневозрастной состав актеров просто старается: Карина Андоленко, сыгравшая Настю, усердно изображает внутренний надлом, поднимая брови, Сергей угрюм и решителен, как все персонажи Артема Быстрова, Антон Хабаров в роли Игоря из крайкома настолько мил и положителен в своем отказе фабриковать дела против врагов народа, что толком не запоминается. Даже его коронная фраза «Авось сдохнет, заживем по-человечески» звучит куда сильней, когда ее пересказывает герой Гостюхина.
Сталинизм-лайтс – излюбленный конек режиссера Сергея Гинзбурга, и его «Убить Сталина», «Сын отца народов», «Волчье солнце», «Зорге», а теперь и «Отчим» прекрасно чувствуют себя на Первом канале в прайм-тайм. Тема благодатная: всем есть что обсудить, а кому-то – и порадоваться, что сейчас не совсем уж так уж. Самую жесть, конечно, не покажут, но намекнут, что в лубянских подвалах пахнет кровью и дерьмом. Так что лучше сиди и смотри. Как бы чего не вышло. Авось.