Наверх
45884

Ольга Дубро
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Кино и немцы, наше время: почему сериал «СМЕРШ» не самый удачный образец современного кино о ВОВ

Накануне 9 Мая телеканал РЕН ТВ показал мини-сериал про военную разведку «СМЕРШ». Сериал стал самой успешной премьерой РЕН ТВ за последнее десятилетие со средней долей телесмотрения 14,4 % в целевой аудитории. Обозреватель Tricolor TV Magazine Ольга Дубро разбирается, можно ли считать сериал «СМЕРШ» хорошим примером современного кино о войне.

премьера, триколор, тв, журнал

Сериал «СМЕРШ» – это три новеллы по четыре серии, отдельные эпизоды из летописи великой войны, не связанные друг с другом

Июнь 1941-го. Дипкурьер Георгий Волков везет из Германии в СССР ценный груз – две пригоршни изумрудов и документы со сверхсекретными агентурными сведениями. Но доставить не успевает – начинается война, поезд захватывают, Волков бежит с камнями и бумагами, на ходу укладывая в штабеля фрицев. С этого эпизода начинается долгая гонка между капитаном госбезопасности Георгием Волковым (Алексей Макаров) и опытным агентом абвера Конрадом фон Бютцевом (Олег Фомин), которому жуть как нужно заполучить эти документы и живого Волкова в придачу.

Сериал состоит из трех новелл, не связанных между собой сюжетом. Их объединяет только военное время и два главных героя – доблестный советский разведчик и безжалостный и беспринципный немецкий агент. На противостоянии двух сильнейших разведок и строится вся драматургия. В остальном это остросюжетный военный боевик с погонями, сражениями, побегами, трюками и прочим экшеном.

По данным телеканала РЕН ТВ, история про разведчиков пришлась по нраву телезрителям всех возрастов, в том числе молодежи. Телеканал безусловно гордится и празднует высокие рейтинги, но чувствуется в этом некоторая тревога – не хотелось бы, чтобы новое поколение узнавало о войне только из таких фильмов.

Оставим за скобками исторические и фактические несоответствия – их в каждом военном фильме навалом. Рядовой зритель не смотрит сериалы, сверяясь с «Википедией», а знатоки Великой Отечественной все равно найдут огрехи и ляпы. То у Волкова карманный браунинг превращается в вальтер, то погоны не те, то парашютисты средь бела дня летают, но это все не самое страшное.

Смущает, что современное кино о первой половине 40-х, рассказанное простым и доступным языком, превращает войну в «войнушку». Сцены напичканы экранными трюками, перестрелками и боями, только успевай следить – ни героям нет минуты покоя, ни зрителям за чаем не отойти. Образ главного героя прописан как по учебнику: конечно, отважный, конечно, несгибаемый, конечно, преданный родине и не лишенный способности любить и сопереживать. То, что Волков отличный стрелок, – это мы поняли еще во время первой перестрелки. По ходу сюжета оказывается, что он также отличный метатель ножей, мастер ближнего боя, умелый гранатометчик и защитник дам просто замечательный. Просто готовый пример для подражания как альтернатива какому-нибудь мажору или физруку.

премьера, триколор, тв, журнал

В проекте РЕН ТВ и Star Media сыграли Алексей Макаров, Владислав Котлярский, Олег Фомин, Николай Козак, Леонид Громов, Максим Литовченко и другие актеры

Можно было бы отнести «СМЕРШ» к классическому «кино и немцы», если бы черта между хорошим и плохим пролегала четко по линии фронта с редкими исключениями в виде предателей, которым нет прощения. Но раз кино современное и претендует на историческую достоверность и «правду в каждом кадре», то гэбня – кровавая, Берия – злодей, а немцы хоть и в пролете, но тоже неплохо подготовлены. Но это их нисколько не красит, фашисты все равно рисуются воплощением земного зла в противовес русскому героизму: «зачем умирать по-русски, если можно жить по-человечески».

Пусть сериал нельзя назвать отличным образцом современного кино о войне, но его нельзя назвать и плохим. Благодаря динамике он действительно смотрится на одном дыхании, а хорошая игра актеров немного отвлекает от наивности повествования. Режиссер Олег Фомин отвел себе главную роль негодяя. Попахивает михалковщиной, но объективно роль ему удалась. Русского Рэмбо играет Алексей Макаров – тоже весьма убедительно. Даже второстепенные роли отыграны знатно. Взять хотя бы Евгения Куршинского: боевой товарищ Волкова проделал такой занятный трюк с ручным протезом – залюбуешься.

К слову, такие вот неожиданные решения в бою разбавляют очевидные сюжетные повороты. Смерть помощников капитана на пути к цели предсказуема, как радуга после дождя. Зато все ходы указывают на хороший конец, поэтому можно не переживать, что главный герой как минимум завалит задание, как максимум – умрет в конце. Это мы уже видели, к примеру, в «Апостоле» и неделю потом приходили в себя.

Фото: РЕН ТВ, Star Media

триколор, тв, журнал

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.