Не хуже, чем другие: почему сериал «Лучше, чем люди» понравится не только российским зрителям
С понедельника на Первом канале идет большая премьера – сериал «Лучше, чем люди» от режиссера «Сладкой жизни» Андрея Джунковского. Обозреватель Tricolor TV Magazine Ольга Дубро рассказывает о том, почему российский сериал о роботах заинтересовал не только отечественного зрителя.

Содержание первых серий проекта можно прочитать здесь
О высоком качестве сериала говорит хотя бы факт его покупки Netflix, по слухам, за один миллион долларов – рекордная сумма для нашего рынка. В каталоге стриминговой платформы уже есть русские сериалы, среди них «Метод», «Фарца», «Мажор», «Троцкий», но «Лучше, чем люди» стал первым российским проектом, на который Netflix поставил свой бренд. Чем же крупнейшего поставщика сериалов заинтересовала русская фантазия о роботах с человеческой душой?
Недалекое будущее, торжество технологической мысли. Техника управляется голосом, люди передвигаются на гироскутерах, роботы делят с людьми быт, работу и постель, а на ток-шоу теперь обсуждают, считается ли секс с ботом изменой. Тем временем у людей все те же проблемы: они женятся, разводятся и делят детей. У патологоанатома Георгия Сафронова не все гладко в личной жизни: бывшая жена уезжает в Австралию с новым мужем, а он остается воспитывать двух детей – маленькую Соню и подростка Егора, переживающего кризис переходного возраста.
В это же время в корпорацию Cronos, которая снабжает город ботами, нелегально завозят нового китайского робота с «имитацией свободной воли». Андроид Ариса с внешностью и способностями супергероя тут же проявляет эту самую волю, убивая работника корпорации по собственному хотению, а не человечьему велению. Окольными путями Ариса попадает в семью Георгия и заботится о ней всеми доступными роботу средствами: и пельменей может налепить, и шею свернуть любому, кто угрожает безопасности «пользователей первого уровня».
Кроме пропажи Арисы, убийства работника Cronos в кабинете директора, взаимоотношений людей и роботов, в сериале намечается еще несколько сюжетных линий. Например, нападение на извращенцев – ими в будущем считаются те, кто строит отношения и спит с роботами.

Смотрите сериал «Лучше, чем люди» с понедельника, 22 апреля, по будням в 21:30 на Первом канале
«Ликвидаторы» серьезно настроены против засилья адроидов, справедливо полагая, что вскоре люди останутся без работы и разучатся нормально общаться. В этом и заключается один из смыслов сериала: действительно ли роботы в повседневности – это адекватное развитие истории?
Кроме трендовой темы, которую уже активно эксплуатируют другие страны, возможно, именно прозрачный смысл и стандартизированная драматургия привлекли американцев. Хоть это и драма, но без любимого нами надлома и любования загадочной русской душой. А значит, понятный всему миру сюжет с довольно предсказуемыми фантастическими, криминальными и романтическими линиями. Вот генеральный продюсер проекта Александр Кессель говорит, что «это очень российская история, близкая, узнаваемая, наша». На самом деле действие вполне могло бы происходить в любом современном мегаполисе будущего, Москва практически обезличена, и только масштабный продакт-плейсмент Сбербанка напоминает, что речь идет о России. Хотя корыто, на котором передвигается персонаж Кирилла Кяро, и голографическую рекламу на хрущевках вполне можно назвать российской, узнаваемой, нашей историей.
К качеству, естественно, претензий нет: бюджет в 320 миллионов рублей позволил пригласить проверенный актерский состав и выдать исполнение на уровне международных стандартов. К слову об актерской игре, к ней имеются вопросы. Можно ли считать полное отсутствие эмоций и немигающий взгляд хорошей актерской игрой, или это дело техники: пластика движений, пластический грим, костюмы? Если первое, то Паулина Андреева хорошо справилась с задачей. А вот игру остальных актеров сложно назвать выдающейся – она довольно стандартна для всех участников сюжета. Кирилл Кяро, к примеру, в амплуа слегка обломавшегося по жизни человека кочует из сериала в сериал.
Если сериал «Лучше, чем люди» и лишен национальной идентичности и оригинальности, то в качестве экспортного продукта это достойный образец российского телепроизводства.
