Наверх
3434

Лора Чугуевская
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Телеведущий и актер Кирилл Радциг: «Телевидение – это фотография, а кино – картина маслом»

Он вошел в кафе, расположенное недалеко от Кремля. И публика откровенно начала к нему присматриваться. Его стильный котелок и яркое пальто привлекали внимание. Такой он, Кирилл Радциг. Артист в душе. Голос многих романов и повестей. И даже голос русскоязычной версии «Доктора Хауса». Долгоиграющий радиоведущий. Преподаватель журналистики. Телеведущий с весомым стажем – от легендарного уже «Времечка» до программы «Доктор И» на ТВЦ.

Кирилл Радциг, Доктор Хаус

Кирилл Радциг – теле- и радиоведущий, преподаватель и артист

Это легенда или правда: вы порылись в бабушкином сундуке, нашли камзол дедушки и решили: «А фигли самолеты строить, когда можно на сцене в таких камзолах ходить?»

Это вы взяли с сайта радио «Маяк». И это была шутка. Хотя, в принципе, правда. В бабушкином сундуке много чего можно было найти, родословная у меня богатая. С одной стороны – воспитатели Николая II, с другой – Зимний брали. А красиво оформлена история была Максимом Ковалевским на радио «Маяк» в программе «Ранеты» – мы там хулиганили по полной программе. Что касается одежды, то у меня целая костюмерная дома и для производственной необходимости, и потому, что я люблю всякие переодевания, оставаясь в душе артистом.

Но ведь просто так люди в МАИ не поступают?

У нас страна семейных традиций. Мой папа окончил и преподавал в МАИ, мама и брат окончили МАИ. И я тоже должен был попробовать там поучиться, но не получилось. Физика утомила меня, я утомил физику, так что поступил в Театральный институт имени Щукина. Но моя любовь к авиации до сих пор сильна. И эта тема «догнала» меня спустя годы. Главком ВВС наградил меня медалью «100-летие ВВС России» за серию программ на радио «Маяк», посвященных нашим летчикам. А эту медаль получили и боевые летчики. Папа бы мной гордился!

Вы еще в Щуке трудолюбиво играли в двух театрах. А чем вас поманило телевидение?

Я туда попал случайно. В 1996 году у меня родился сын, нужно было какие-то деньги зарабатывать. Несмотря на то что в «Сатириконе» у меня была бешеная зарплата по тем временам – целых 100 долларов в месяц, а в театре Рубена Симонова – 30 долларов, этого не хватало. И я пошел в бизнес-структуры начальником отдела маркетинга в американской компании, а параллельно преподавал в музыкальной школе. И вдруг оказался без работы вообще. Я написал табличку о том, чем могу заниматься, а также внес графы: деньги, интерес, перспективы. Больше всего плюсиков у меня оказалось в музыке, потом шло телевидение, а за ним – радио. И я взял все записные книжки, которые у меня сохранились, перелистал и нашел друзей, которые работали на телевидении, и начал их обзванивать. С Сашей Белявской мы учились в школе, она работала в программе «Времечко». Я спросил ее: «Вам люди нужны?» «Нужны, приходи», – ответила она. Я пришел, познакомился, тусовался в курилке, начал снимать сюжеты и через три месяца Анатолий Григорьевич Малкин взял меня на контракт.

Кирилл Радциг, Доктор Хаус

В начале телекарьеры Кириллу Радцигу пришлось стать «универсальным солдатом»

Когда я поехал на съемки своего первого репортажа, то даже не знал, что корреспондент должен писать текст! (Смеется.) Мне везло, вселенная шла мне навстречу. Буквально через неделю, как я появился во «Времечке», у меня над микрорайоном пролетел смерч такой силы, что гаражи-ракушки парили в воздухе и машины побило. Я быстро вызвал съемочную группу, мы сняли сюжет, и я выступил как стрингер. Так и началось!

Потом я стал универсальным солдатом, который снимал все: социальные темы, криминальную хронику, ночные новости. Помню, едем на ночную съемку в Подмосковье, смотрю, где-то в поле огонек горит. Подъезжаем: оказалось, что это амбар, рядом с которым сидит сторож и ждет, когда корова рожать начнет. Мы в этот навоз зашли с камерами, и я помогал корове рожать, вместе со сторожем вытаскивали теленка за ноги. Я для сюжета подложил музыку Чайковского «Вальс цветов». Потом мы вместе с Галиной Созанчук развивали благотворительное движение «Дети нашего Времечка».

Программа «Времечко» была по большому счету отличной школой тележурналистики, лучше, чем какое-либо учебное заведение. При этом нам запрещали снимать пьяных, бомжей и кровь. Сегодня на телевидении работает много людей, которые вышли из «Авторского телевидения».

А где потом вы вышли на новый виток профессионализма и творческого куража?

Мне везло – я попадал в классные команды. На ТВ7 мы делали программу «Зарядка для страны», где я играл смелого повара, готовя завтрак для гостей в студии. Там я приобрел опыт активной работы в кадре и импровизации. Потом «Доброе утро, Россия» на РТР. На телеканале ТДК я работал в прямом эфире. А параллельно вел программы на радиостанции «Маяк», откуда после 14 лет работы уволился в апреле этого года. Сейчас сотрудничаю с радио «Звезда», записываю программу «Слова особого назначения» и «Радиокнига».

Был период, когда я выступал голосом «Аргументов и фактов», записывая обзор газеты для четырех радиостанций в их стиле – «Радио России», «Серебряный дождь», «Шансон», «Говорит Москва».

Кирилл Радциг, Доктор Хаус

Кирилл Радциг не закончил МАИ, как папа, мама и брат, но к самолетам не равнодушен

Вы записали более трехсот аудиокниг, в том числе Харуки Мураками, Олега Роя, Льва Толстого, Клайва Льюиса, Сидни Шелдон, Дина Кунца, Александры Марининой и др. Как вы находите правильные интонации к каждому произведению?

Трудности заключаются в прочтении первых пяти страниц, когда ты настраиваешься на автора. Обычно я перечитываю их несколько раз. Слава богу, у меня был волшебный педагог в «Щуке» – Ада Васильевна Пушкина, которая меня научила тому, что слово материально. Как только я понял, что слово можно визуализировать, забросить за горизонт, нарисовать, им можно жонглировать, я стал строить свою работу на теории резонанса. Чтобы грамотно и художественно прочитать текст, я должен войти в резонанс с писателем, а потом расставить персонажей по своим местам.

Кирилл Радциг

Награда Кирилла Радцига

Награда Кирилл Радцига

Есть книжки, которые хорошо читать глазами – это романы Льва Николаевича Толстого. Но читать их вслух очень тяжело, когда одно предложение с причастными и деепричастными оборотами на целый абзац, который нужно вытащить по логике, интонации, дыханию. А вот Достоевский – гениальный писатель для чтения вслух и восприятия ушами. Я фактически всего Федора Михайловича начитал для аудиокниг.

Однажды я участвовал в радиоспектакле «Чужая жена и муж под кроватью» по Достоевскому, который вышел потом на дисках и в эфире «России». И учился мастерству рядом с Михаилом Ульяновым, Валентином Гафтом, Борисом Плотниковым. Ульянов уже не очень хорошо себя чувствовал, но когда садился к микрофону, то уделывал всех.

Кирилл Радциг, Доктор Хаус

Кирилл Радциг с ведущей программы «Доктор И» Ириной Першиной

А как срезонировал с вами «Доктор Хаус», чьим официальным голосом в России вы являетесь?

«Случай, донна Анна, случай». В 2010 году был объявлен кастинг на озвучку голоса Хью Лори. В ней участвовали все корифеи озвучания, но заказчику никто не понравился. И мне позвонила Оля Зверева, продюсер: «Кирюха, тут такое дело, надо попробоваться». Мне сказали, что доктор Грегори Хаус – такой циник и супердиагност со сволочным характером, но он всем помогает и у него болит нога. Все. Меня утвердили сразу же после пробного озвучания. Я стал голосом Хью Лори на все сезоны.

Благодаря этому персонажу у меня стал чуть-чуть другой взгляд на жизнь. Сакраментальная фраза «все врут» тоже сделала свое дело. Я понял, что главное – не врать самому себе.

Как у вас сложился творческий роман с программой «Доктор И» на канале ТВЦ?

Я преподаю в Московской школе радио и телевидения со дня ее основания. И однажды туда пришел человек, который стал задавать неожиданно много вопросов. После занятий мы вышли на улицу, разговорились с ним, и оказалось, что его зовут Евгений Гогидзе, он телережиссер, обменялись телефонами. Спустя месяц или два он пригласил меня на кастинг ведущего медицинской программы. Я пришел, увидел, победил.

Мне очень интересна тема программы. Ничего поразительнее нашего организма я пока не встречал. Это совершенный механизм, химический завод, который работает с божьей помощью. Я стал лучше разбираться, как человек взаимодействует с природой. У меня появилась уверенность в том, что если что-нибудь случится, то меня смогут починить. К тому же переболел болезнью третьекурсника…

Кирилл Радциг, Доктор Хаус

Кирилл Радциг на съемках программы «Доктор И»

Как описывал Джером Клапка Джером, «единственная болезнь, которую я у себя не обнаружил, была родильная горячка»

Ну да. Каждый раз, когда приходит эксперт, описывает симптомы, я нахожу их у себя, и это очень забавно. После мне объяснили, что этот забавный процесс называется «болезнь третьекурсника мединститута». Мне нравится моя роль, эдакий «глас народа», ведь я могу задавать «глупые вопросы», с точки зрения специалиста, но «нормальные», с точки зрения простых людей. А Ирина Першина (та самая доктор И…), как дипломированный врач, вместе с коллегами на них отвечает.

Основная задача нашей программы – просветительская, мы рассказываем о достижениях медицины, а не рекламируем БАДы. По телевизору нельзя лечить, но можно информировать. В «Докторе И» мы поднимаем и медицинские и социальные темы и можем высказать свое мнение. Отклики телезрителей, которые мы получаем, направлены на обсуждение темы, а не программы, а это значит, что мы достигли своей цели.

Главное, что мы хотим сказать в программе, – если у вас что-то болит, то идите к врачу, а не занимайтесь самолечением.

Как телевизионный человек, вы сами смотрите телевизор?

Естественно, но в последнее время меня увлекают программы про тех, кто дело делает. Машины чинят, выживают, строят, производят. Действуют, а не просто говорят. Я у них учусь. Слово в последнее время обесценилось. Легко сказать – я хочу построить дом, а ты построй! Такие программы есть на каналах Discovery Channel, «Моя планета», «Наука 2.0», National Geographic.

Если говорить о кино, то фильм «Мертвец» Джима Джармуша вышиб меня из состояния внутреннего равновесия. И работы тех режиссеров, которые поняли, что ничего невозможного не существует – Родригес, Тарантино, Ричи, Бекмамбетов.

Телевидение и кино – это?

Телевидение – это фотография, а кино – картина маслом.

На съемках программы «Доктор И»

НА СЪЕМКАХ ПРОГРАММЫ «ДОКТОР И»

НА СЪЕМКАХ ПРОГРАММЫ «ДОКТОР И»

НА СЪЕМКАХ ПРОГРАММЫ «ДОКТОР И»


ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.