В день премьеры сериала «Вертинский» на YouTube-канале «Осторожно, Собчак!» вышло интервью с его режиссером Авдотьей Смирновой. Она рассказала о том, сколько стоит производство такого масштабного исторического проекта, кто дал на него денег и почему киноиндустрия должна повышать стандарты.
«Я хотела воспеть богему как сословие, самое легкомысленное на свете, но при этом сословие, которое действительно может отдать последнюю рубаху. Богема грешна, знает, что она грешна, и поэтому никого не судит», – говорит Авдотья Смирнова о «Вертинском».
Авдотья сказала, что на примере «Вертинского» хотела показать продюсерскому сообществу, что пора давать большие бюджеты, так как индустрия дозрела. Выросли замечательные художники, операторы, режиссеры, способные производить продукты не хуже, чем на Западе. Как пример она привела Илью Найшуллера, Стаса Иванова, Тимура Бекмамбетова, Кирилла Серебренникова.
Сценарий к сериалу Авдотья Смирнова писала совместно с Анной Пармас почти два года. Полгода они просто читали все о Вертинском, в том числе его воспоминания, которые, кстати, были не всегда документально достоверными. Так, историк Иван Толстой, который помогал им, подсказал, что в 1933 году Вертинский жил не в Париже, как он рассказывает в воспоминаниях, а в Берлине, где на тот момент Гитлер пришел к власти. Поэтому какие-то детали он мог не упомянуть или передвинуть на другое время и место. В сценарии это учли.
Смирнова рассказала, что уже получила хорошую обратную связь от своих коллег: Серебренникова, Тодоровского, Константинопольского и Бондарчука. Но с их мнением о сериале согласны не все. Ксения зачитала героине отрывок негативной рецензии кинокритика Зинаиды Пронченко, которая присоединяется к тем, кто считает, что у Смирновой есть особая любовь к костюмированным картинам, и назвала персонажей сериала «ряжеными». На что режиссер ответила, что в картине «выдающиеся костюмы».
Дуня ответила на слухи о стоимости одной серии. Якобы знающие люди говорят, что общий бюджет картины составил 800 млн рублей, а каждая серия обошлась в 100 млн рублей. Смирнова сказала, что на производство каждой серии ушло около 80 млн рублей. Деньги на сериал выделили Роман Абрамович, Сергей Адоньев и Первый канал. Причем Константин Эрнст заверил ее, что это доходы от рекламы, а не государственный бюджет телеканала. Деньги Авдотья собирала сама. Для нее принципиально было не брать средства у мужа Анатолия Чубайса, который обычно частично спонсирует ее фильмы.
Но Смирновой все равно не хватило этого бюджета, который ей выделили, и она добавила к нему весь свой гонорар. В частности, «не хватало денег на дорогой снег». Поэтому в первой серии кадры со снегом выглядят как декорации к детскому утреннику, по словам Ксении Собчак. Авдотья призналась, что сама была сильно расстроена тем, какой вышла сцена, и сделать более приличный снег на монтаже не получилось. Поэтому в тот момент, когда на экране идет этот эпизод, она зажмуривается.
Также есть неудачные кадры с компьютерной графикой. Но Авдотья уверена, что команда, которая работала над сериалом, совершила настоящие подвиги в рамках небольшого (для масштабного исторического проекта) бюджета. И она хотела сделать то же самое, что сделал Валерий Тодоровский сериалом «Оттепель», – потребовать от индустрии изменения стандартов в подходе к сериалу, только теперь в отношении исторического проекта. А по поводу компромиссов, на которые приходится идти в создании фильмов как режиссеру, она ответила: «Во-первых, я только учусь режиссуре, а во-вторых, в "Вертинском" я успешно решила новые для себя задачи и вызовы и взяла совсем другой вес, чем я брала до этого».