В новом выпуске программы Алексея Пивоварова «Редакция», которая выходит на YouTube, авторы поговорили с самыми маститыми российскими продюсерами отечественных сериалов, а также с контент-мейкерами и аналитиками, связанными с этой индустрией.
В разговоре приняли участие Константин Эрнст, Александр Акопов, создавшие для нас многие известные проекты, такие как «Бедная Настя», «Бригада», «Оттепель», «Метод», «Интерны», «Жуки», «Воронины», «Кухня» и прочие, а также ставшие у руля создания первых платформ с сериалами, работающих по подписке.
Александр Акопов рассказал, что американские фильмы переснимают по три раза. В прямом смысле. Об этом мало кому известно, но среди профи в Голливуде это не секрет. И на это закладывается бюджет изначально. Это же относится и к американским сериалам. Это нужно для достижения высокого качества. А вот у российского продакшена такой возможности нет – именно поэтому телезрители видят «несуразности» и критикуют российские сериалы. К тому же создать сериал для широкой аудитории намного сложнее, чем для узкой. Кстати, уже скоро стартует третий сезон сериала «Екатерина» – одновременно с «Екатериной» от британского канала ВВС.
Валерий Тодоровский признался, что снимать сериалы очень тяжело, для них нужны физическое здоровье и силы, а снимать нужно 7–9 минут в день, и «если ты ошибся, то этого уже не исправить». При этом в США для этого процесса меняют, например, режиссера, чтобы «освежить взгляд». Например, так было с «Подпольной империей», где первую серию снимал Мартин Скорсезе, а последующие – другие люди. Но нашим продюсерам такое и не снилось, ведь это очень дорого.
К тому же наши артисты работают не только на один проект, но «еще снимаются в трех местах, а еще репетируют и играют в театре», по словам Тодоровского. И еще несколько лет назад было «стыдно» сниматься в сериалах, а не в кино. Еще одно отличие российской сериальной индустрии от американской – отсутствие шоураннеров, тех людей, которым доверяют деньги на проект и которые за него отвечают. В пример привели Семена Слепакова, успешно выпустившего уже несколько сериалов, самый громкий из которых – «Домашний арест».
Кстати, сам Слепаков рассказал, что «Домашний арест» был создан изначально для телевидения, в нем не было ничего, что невозможно было бы поставить на ТВ. По оценке Семена, «Домашний арест» посмотрело много народа. Но сколько точно – неизвестно, стриминговые сервисы не делятся этой информацией в отличие от телеканалов. К тому же есть проблема пиратства.
Константин Эрнст сообщил, что все сериалы, купленные для показа знаменитым сервисом Netflix, – это проекты, в которых поучаствовал Первый канал. Сегодня есть отдельные линейки сериалов для самого эфира Первого канала, а также другие – для интернета, они не будут идти в эфире канала на ТВ. Они «ориентированы на более толерантную аудиторию, то есть те темы, которые никак не оскорбят и не травмируют широкую аудиторию Первого. Там есть вещи, которые не стоит показывать даже после 23 часов». В пример он привел такие темы, как религия, секс, повышенный уровень насилия. Эти сериалы будут идти в стиме Первого канала в интернете, но Эрнст не назвал, что это за проекты.
Эрнст также рассказал о трансформации современного российского телевидения. Сегодня заработали мультиплексы – бесплатные цифровые пакеты телеканалов, распространяющиеся на всю страну. Так, силы трех главных каналов страны – Первого, «России 1» и НТВ – уравнены с 17 другими каналами. А так как у Первого, «России 1» и НТВ есть обязанность в освещении общественно-политической ситуации, для них это отягчающее обстоятельство с точки зрения смотрения молодежной аудитории.
Вячеслав Муругов поведал, что в ближайшее время СТС представит сериал «Псих» с Константином Богомоловым в главной роли. Его снимает Федор Бондарчук, а идея и сценарий – Паулины Андреевой. Это еще один сериал за рамками телевидения, и он будет показан в Сети. Вячеслав Муругов и Александр Акопов утверждают, что пока на рынке традиционные телеканалы остаются, во-первых, площадками с контактами с аудиторией, следовательно, такими площадками, где есть деньги.