Том Бейтман – о сериале «Поместье в Индии», сложностях на съемках и особенностях исторической драмы
На Первом канале в последний летний месяц грядет большая премьера – многосерийный фильм «Поместье в Индии», который многие сравнивают с популярным сериалом «Аббатство Даунтон». Актер Том Бейтман, сыгравший роль Джона Бичема, рассказал о своем герое, возникших сложностях на съемочной площадке и особенностях исторической драмы.
Центральный персонаж «Поместья в Индии» – Джон Бичем, отставной военный из Ост-Индской компании
Что привлекло вас в этой роли?
Я во главу угла всегда ставлю сценарий и героев. После того как мне прислали первые три сценария, действительно хотелось узнать, что произойдет дальше. Я очень проникся судьбой всех персонажей. Джон произносит сильную строчку: «Я здесь не затем, чтобы возводить стены». И я подумал, что идея работы с двумя настолько разными культурами очень привлекательна.
Почему роль Джона Бичема интересно играть?
До этого я не играл героя, который был бы настолько основательным и понравился бы мне с первого взгляда. Обычно мои персонажи весьма энергичны, но Джон силен, суров и не раскрывает всех карт. Он все держит внутри, он человек-загадка. У него есть ребенок, но у этого ребенка нет матери, и никто не знает подробностей – и это сразу же заставляет задуматься, что что-то здесь не так, ведь иначе он бы просто рассказал всем, кто мать ребенка. В глубине душе Джон очень хороший человек, который старается поступать правильно, однако на нем сказались войны, которые он прошел. Еще он очень прогрессивно мыслит. Он покинул Британскую Ост-Индскую компанию, потому что его не устраивала ее манера ведения дел – на тот момент это было очень смелым поступком. Многие выражали согласие, не высовывались, но он отказался в этом участвовать. Мне очень интересно наблюдать за людьми, которые осмеливаются бросить вызов принятым нормам.
В сериале нет одного главного героя, правильно?
Сериал называется «Бичем Хаус», в нем фигурирует достаточно много Бичемов: я, мать, брат, замечательная Бесси Картер, которая играет роль друга семьи Вайолет Вудхаус. В дом вхожи и многие другие герои, работа с ними вдохновляет меня. Мне особенно понравилось то, что у каждого из нас была замечательная история. Даже актеры, которым достается чуть меньше времени в кадре, получили любовную или политическую линию. Каждый момент их присутствия в кадре богат на детали. Никто не жаловался: «Эх, мне досталось так мало». Это было замечательно.
Какие у Джона отношения с семьей?
Он нужен всем: матери, брату, возлюбленной – и не одной. Оставьте парня в покое! В начале сериала он одинок, но к концу все меняется. Он думал, что потерял брата навсегда, он много лет не видел мать, он был абсолютно независим – но близкие люди возвращаются в его жизнь.
Изучали ли вы эпоху, в которой происходит действие?
У меня было пять недель на подготовку, я действительно прочитал кучу книг. В каждой из них ситуация преподносится по-своему. Поначалу Британская Ост-Индская компания была не такой уж и плохой организацией. Очень многие пытались покорить Индию, и, поскольку Британской империи это удалось, Ост-Индская компания стала настолько могущественной. Мой герой очень сильно переживает из-за того, что происходит в Индии. Его беспокоит не только Ост-Индская компания, но и разрываемая противоречиями империя. Я прочитал «Историю Индии» Джона Кея, в ней описывается история страны за последние 5000 лет. Это огромная потрясающая страна, в которую постоянно кто-то вторгался. Даже прочитав все эти книги, я чувствую, что едва соприкоснулся с темой.
Джон сталкивается с другими сильными фигурами вроде генерала Кастийона. Он не боится отстаивать свои взгляды. Он смелый человек. В какой-то момент он говорит: «Смелость не отсутствие страха. Смелость – это когда боишься чего-то, но все равно выступаешь против него». В этом вся суть Джона. Он отлично знает, какими будут последствия его поступков, но все равно совершает их. За генералом Кастийоном, которого играет замечательный Грегори Фетусси, стоят армия и император, но Джон все равно говорит: «Нет, я не склонюсь перед вами, я поступлю по-своему». По сути это семейная драма, но напряжение политической обстановки все равно чувствуется.
Смотрите сериал «Поместье в Индии» с 4 августа на Первом канале
Гуриндер Чадха – известный на весь мир режиссер и продюсер. Как вам работалось с ней?
Она не похожа ни на кого из тех, кого я встречал в мире кино. Она кипит энергией и приверженностью делу. Она настолько глубоко вовлечена в каждый нюанс, что это потрясает. На протяжении всей карьеры она сталкивается с требованиями сделать то или это, но при этом всегда все делает по-своему. Я считаю, что это заслуживает огромного уважения.
Какие сложности вам пришлось преодолеть во время съемок? Например, сложно ли вам было ездить верхом?
Верховая езда сама по себе не была для меня проблемой, потому что я много ею занимался, но лошади в этот раз были другими. Лошади для игры в поло очень сильные. Все, чего они хотят, – это нестись галопом. Они не хотят стоять на месте, пока вы сидите на них, одетые в костюмы, и ведете серьезные беседы на важные темы. То есть сцены, в которых я скачу на лошади, проблемой не стали. Трудно было заставить лошадь идти шагом рядом с лошадью Лео Сутера, который играет Дэниела Бичема, пока мы обсуждали отца и прошлое нашей семьи – постоянно нужно было держать лошадей в узде, чтобы они не переходили на бег.
А с другими животными вы работали?
У нас были верблюды, обезьяны, ослы. В какой-то момент было решено, что нам нужны голубки, которые будут прекрасно смотреться в кадре. Смотрелись-то они прекрасно, но никто не подумал о том, насколько трудно будет их поймать. Ну мы стояли, попивая чай, пока люди пытались подкрасться к голубям. Говорят, никогда не нужно работать с животными и детьми, но мы работали и с теми, и с другими.
Что именно привлекает зрителей в исторической драме?
Исторические драмы прекрасно смотрятся, они весьма богаты в плане композиции. Зритель мгновенно оказывается в другом мире. А лошади? Лошадей ведь тоже видишь нечасто. Однако я люблю сниматься в исторических драмах, потому что в них нужно иначе себя вести. Люди не выражают свои чувства откровенно. Они не говорят: «Знаешь, а ты мне действительно очень нравишься». Они не прикасаются друг к другу. Приходится искать другие способы выразить чувства, и это очень интересно. В «Ярмарке тщеславия» была сцена, в которой мы с Оливией [Кук] не можем признаться в чувствах, потому что тогда так не поступали, но мой герой отправляется на битву при Ватерлоо, и ситуация крайне драматична. Ты разрываешься между тем, что хочешь сказать, и тем, что разрешено сказать. Сцена просто сочится сексуальностью, зритель думает: «О Господи, ну просто поцелуй ее!» Прямо как мистер Дарси и Элизабет Беннет в «Гордости и предубеждении» – знаешь, что они будут вместе, но предвкушение занимает шесть часов..