Рождение фабрики грез
Адольф Цукор, основатель одной из легендарных голливудских студий — Paramount Pictures, предопределил развитие массового кинематографа. Именно Цукору принадлежит идея снимать не бытовые зарисовки, вроде прибытия поезда, а полнометражные художественные фильмы с театральными звездами в главных ролях.
«ЕЩЕ НЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ»
В 1912 году в офис Джеремии Кеннеди, президента патентного треста Эдисона, то есть самого влиятельного человека в американском кино на тот момент, вошел мужчина невысокого роста. Мужчину звали Адольф Цукор, и он был владельцем небольшого кинотеатра в Нью-Йорке. Для того чтобы поговорить с Кеннеди, ему пришлось прождать в приемной три часа. Когда же, наконец, президент впустил Цукора в свой кабинет, тот изложил ему суть своего предложения.
— Видите ли, в чем дело, — сказал он с небольшим акцентом. — Я приобрел за 18 тысяч долларов право на прокат французского фильма с Сарой Бернар в главной роли. И мне необходим ваш патент затем, чтобы привить Америке вкус к лучшим вещам. Я считаю, что это наша миссия — сделать кино по-настоящему великим искусством.
— Вы так думаете? — усмехнулся Кеннеди. — А я вот считаю, что время для художественных фильмов еще не настало. Если оно вообще когда-нибудь наступит, конечно.
Кеннеди и представить не мог в тот день, что человек, который сидит сейчас перед ним и рассуждает о великой миссии кинематографа, очень скоро станет основателем одной из легендарных голливудских студий — Paramount Pictures.
РОЖДЕНИЕ ФАБРИКИ ГРЕЗ
Адольф Цукор первым стал подписывать дорогостоящие контракты со всеми выдающимися актерами Америки
Уроженец Австро-Венгрии, Адольф Цукор приехал в Новый Свет, как и все тогда, с целью разбогатеть и добиться успеха. В день, когда он ступил на американскую землю, ему было всего 16 лет. Как и многим другим иммигрантам, ему пришлось начинать с нуля: шить сапоги, затем торговать мехом на Среднем Западе. В 1903 году двоюродный брат предложил Цукору вложить заработанные деньги в кинематограф. Вскоре сформировалось целое партнерство из таких же амбициозных бизнесменов, театральных антрепренеров ирежиссеров. Всех их, как и Цукора, жизнь не баловала: Даниель Фроман, например, прежде торговал сосисками в Кони-Айленде, а Эл Лайтмен работал официантом в кафе.
Бизнес-модель, предложенная Цукором, стала абсолютно революционной для своего времени. Цукор решил, что нужно снимать не бытовые зарисовки, вроде прибытия поезда или выхода рабочих с фабрики, а полнометражные художественные фильмы с театральными звездами в главных ролях. Фильм с Сарой Бернар, права на который он приобрел у французской компании Le Film d’Art, и представлялся ему таким новым форматом (это была сорокаминутная историческая драма из жизни королевы Елизаветы I).
Со скрипом патентный трест Эдисона все-таки «дал добро» на прокат. 12 июля 1912 года в Lyceum Theatre, арендованном на время мертвого театрального сезона, состоялась премьера. Успех был просто невероятный! Фильм показали по всей Америке, сборы составили 80 000 долларов — совершенно сумасшедшая цифра для того времени (билет в кино стоил до этого в среднем 5 центов, отсюда название тогдашних кинотеатров — «никелодеон», т. е. кинотеатр, в котором можно расплатиться никелевой пятицентовой монетой).
Новая отрасль рождалась буквально на глазах.
ЗВЕЗДЫ НЕМОГО КИНО
Famous Players Film Company — так поначалу называлась студия — приступила к производству собственного контента. К середине 1913 года на ее счету числилось уже пять кинокартин. В том же году не менее честолюбивый продюсер Джесс Л. Ласки, на деньги, взятые в долг у своего шурина, основал киностудию Lasky Feature Play Company. Вскоре он нанял на работу театрального постановщика Сесиля Б. ДеМилля, до того кино никогда не снимавшего. Однако первый же фильм ДеМилля — «Муж индианки» — стал одним из первых образцов жанра «вестерн». Позже ДеМилль снимет для Paramount такие оскароносные фильмы как «Величайшее шоу мира» (1951) и «Десять заповедей» (1956).
В 1914 году Famous Players и «Ласки» поручили распространение своих картин новой компании Paramount Pictures, созданной незадолго до того Уильямом Ходкинсоном. Ходкинсон первым догадался начать соединять кинотеатры, разбросанные по разным штатам, в одну национальную сеть. В 1916-м три компании объединились под одним именем.
Картина «Десять заповедей» принесла «Оскар» Paramount Pictures в 1957 году
Убежденный в своей идее, Цукор подписал дорогостоящие контракты со всеми выдающимися актерами Америки. Главной звездой 1910-х была канадка Мэри Пикфорд. Образ обаятельной, но несчастной сиротки, несправедливо обиженной жизнью, создал вокруг ее имени первый голливудский бум: двери кинотеатров осаждали обезумевшие поклонники, а пресса называла ее не иначе как «божественной куколкой». В 1916 году гонорар актрисы составляет 2 тысячи долларов в неделю плюс процент от проката картин с ее участием.
Другой секс-символ того времени — Рудольф Валентино. Актер итальянского происхождения, приехав в Нью-Йорк, он работал садовником и танцором. С 1917 года Валентино начинает играть в кино, поначалу исполняя эпизодические роли негодяев. Знаменитым его делает скандальная женитьба на кинозвезде Джин Эккер.
Снятый в 1922 году на Paramount Pictures фильм «Кровь и песок» становится настоящим блокбастером: сборы в США и Канаде достигают 1,3 млн долларов. Нелепая смерть Валентино в 1926 году от неправильно диагностированного перитонита привела в шок армию его поклонниц.
НОВАЯ КЛАССИКА
Карьерой в кино Одри Хепберн обязана студии Paramount Pictures
Более чем столетняя история Paramount Pictures остается в глазах всех настоящих любителей кинематографа образцом для подражания. Великая депрессия, вторая мировая война,«культурная революция» конца 60-х — иногда кажется, что все в этом мире меняется, и только Paramount остается неизменной и недосягаемой вершиной.
Благодаря Paramount мир узнал многих талантливых актеров. Например, именно в этой студии началась звездная карьера Одри Хепберн. Ее заметили на съемках фильма «Секретные люди» и предложили главную роль в «Римских каникулах». Работа была непростой: Одри была почти круглосуточно занята в проекте, а параллельно играла на театральной сцене, жесткий график и постоянные перелеты были нормой.
В общем-то, в фильме была заложена похожая идея: жертвовать личным ради долга. Одри выбрала долг, разорвала помолвку и начала новую жизнь, а премьера «Римских каникул» была триумфальной. Хепберн стала звездой буквально за год, практически весь мир был в нее влюблен.
В 1970-е годы в Голливуде выросло новое поколение кинорежиссеров, с одной стороны, впитавшее в себя американскую классику, а с другой — открытое для новых, нередко авантюрных идей. Роман Полански снял для Paramount Pictures «Ребенка Розмари» (16+), а Фрэнсис Форд Коппола — «Крестного отца» (16+). Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Роберт Земекис, Джеймс Кэмерон, — имена режиссеров, сотрудничавших с Paramount, теперь и сами уже стали классикой.
PARAMOUNT СЕГОДНЯ
Интересно, что центральный офис Paramount Pictures остается все на том же месте, что и век назад, в Голливуде, штат Калифорния, хотя другие именитые соседи один за другим покинули это место. Наверное, именно Paramount как был, так и остается олицетворением Голливуда, и успех картин, появившихся уже в конце XX— начале XXI века, это подтверждает. Среди них, например, такие лидеры мирового проката, как «Трансформеры» (12+) Майкла Бэя или «Спасение рядового Райана» (16+) Спилберга.
«Спасение рядового Райана» получил премию «Золотой глобус» в двух номинациях: «Лучший фильм» (драма) и «Лучший режиссер»
Сегодня Paramount Pictures — ведущий производитель кинопродукции, которая, помимо кинотеатров, с успехом идет еще и на спутниковых и кабельных каналах. Вообще, Адольф Цукор был одним из первых, кто вложил деньги также в радио и телевидение. Еще в 1939 году Paramount запустил экспериментальные телевизионные станции в Лос-Анджелесе и Чикаго.