Последнее, о чем думает искренне верующий праведный юный разум, поступая в большой религиозный университет, – это работа шпионом и выискивание информации о неугодных. Но Адаму пришлось испытать самые нереальные потрясения, какие только могут случиться в судьбе невинного студента под давлением государственных агентов и клириков. Чем кончилась его история на фоне глобальных процессов в духовной власти Египта, расскажет триллер «Заговор в Каире», стартующий в нашем прокате 10 ноября.
СУТЬ ДЕЛА
Такие парни, как Адам, по умолчанию вызывают симпатию – неважно, откуда они родом и какой конфессии придерживаются. Адам рос тихим правоверным мусульманским юношей на севере Египта, в городке Эль-Манзала, слушался строгого отца и честно трудился в семейном рыбацком деле, пока его однажды не позвали в Каир. Молодой человек получил приглашение мечты – стал студентом престижнейшего мусульманского духовного университета Аль-Азхар, что более тысячи лет назад был основан при одноименной мечети. Но Адаму не повезло со временем торжественного момента: на прочтении важной речи-послания к ученикам великий имам испытывает недомогание в итоге умирает.
Пока рассеивается эхо от большой трагедии для всего исламского мира, в дело вступают законы любой глобальной организации – интриги, сферы влияния и борьба за власть. Силовики называют выборы нового имама «вопросом национальной безопасности» и требуют поставить во главе авторитетнейшей мечети на планете человека, схожего по взглядам с президентом страны, а местный совет настаивает на старейшем из ныне живущих шейхов. Вскоре в дело вступает прагматичный, но искренне вовлеченный в дело полковник, который вербует Адама для внедрения в глобальную экстремистскую ячейку, о которой вы много слышали в новостях.
СОЗДАТЕЛЬ
Разумеется, снять такой фильм должен был человек, имеющий прямое отношение как к самой религии, так и к Египту, но владеющий современными кинематографическими приемами. Для таких целей сложно было подобрать более подходящую кандидатуру, чем шведский режиссер египетского происхождения Тарик Салех. Мир узнал о нем как о творце в 2009 году, когда он снял анимированный англоязычный фильм на тематику, чем-то схожую с нынешней картиной, – внедрение обычного человека в тайное общество.
Затем Салех снял полнометражные фильмы «Томми» и «Случай в отеле “Нил Хилтон”», но публика чуть лучше знает его по участию в топовых американских сериалах. Ему доводилось снимать отдельные эпизоды таких топовых саг, как «Мир Дикого Запада» и «Рэй Донован». Впрочем, выход на пик 50-летний шведский творец переживает именно сейчас: помимо «Заговора в Каире», он выпустил также в 2022 году голливудский боевик «Наемник» с Крисом Пайном и Беном Фостером в главных ролях. Это можно считать первым грандиозным повышением для европейского режиссера североафриканских кровей и полноценным стартом карьеры в США.
Разумеется, Египет бы никогда не выделил для съемок самой дерзкой антиклерикальной картины святыню Аль-Азхар, а потому большая часть работы проходила на территории мечети Сулеймание – самой крупной в Стамбуле. «Заговор в Каире» получил премию знаменитого кинофестиваля в Каннах за лучший сценарий. Международные критики также весьма высоко оценили фильм, несмотря на множество деликатных и неоднозначных тем.
ЗВЕЗДЫ
Вы можете сходу не вспомнить этих мужчин, но они нередко снимаются в кино западного мира. Исполнитель роли Адама Тауфик Бархом играл в фильмах «Мария Магдалина» и «Ритм-секция», а также в сериалах «Тиран» и «Призрачная башня». Множество работ на англоязычном телевидении было и у палестинского актера Мохаммада Бакри, сыгравшего генерала: в его послужном списке и «Бюро», и «Родина», и «Однажды ночью», и «Тиран».
И все же ключевую роль Салех доверил своему любимому актеру – ливанцу по имени Фарес Фарес. Он снимался с Бакри в «Тиране», а у шведского творца играл важные роли в «Случае в отеле “Нил Хилтон”» и «Наемнике». Однако большинство из нас, приглядевшись, может узнать в нем участника других хитов кинопроката и ТВ. Он играл в «Изгое-один: Звездные войны. Истории», шпионских триллерах «Цель номер один» и «Код доступа “Кейптаун”», а также топ-сериалах «Чернобыль» и «Тайная власть».
РЕКОМЕНДУЕТСЯ
Несмотря на культурные различия, для российского зрителя «Заговор в Каире» покажется весьма знакомым, поскольку напоминает отдельные фильмы наших режиссеров – например, «Майор» и «Дурак» Юрия Быкова. Есть даже отдельные параллели с «Высоцкий. Спасибо, что живой», где жесткость сильного федерального агента может соседствовать с внезапными прозрениями. Вот только фильм о египетских интригах в обители веры куда суровей, чем наши ленты: глядя на беспощадность местных силовиков, решающих свои задачи и пренебрегающих самым сокровенным в душах людей, можно потерять всяческую надежду на спасение невинных. Но каждому зрителю, как и главному герою, важно не сдаваться до последнего.
Всем любителям драма-триллеров на сложные общественные, властные и религиозные темы, качественных напряженных шпионских фильмов, а также непростых историй про несчастных жертв больших водоворотов – обязательно посмотрите «Заговор...».
Фото: Atmo